Разделы



Организационные процессы

В организации постоянно протекают сложные внутренние процессы, в которых выражается ее функционирование и развитие. Суть функционирования состоит в достижении организационных целей на основе использования и преобразования окружающей среды и ее элементов; при этом организация сохраняет себя как целое в первоначальном виде. Развитие организации заключается в ее постоянном преобразовании в соответствии с изменяющейся внешней и внутренней средой. Путем таких преобразований и перехода к новому состоянию организация пытается восстановить нарушавшееся в результате ее изменений равновесие, в котором она пребывала прежде и без которого ее нормальное функционирование невозможно. В зависимости от стоящих перед организацией целей и способов их достижения ее развитие может быть прогрессивным, нейтральным или регрессивным.

Существует два вида внутриорганизационных процессов и функций:

- поддержание сложившихся отношений и связей для сохранения организации как таковой и решения стоящих перед нею задач с помощью совокупности действий по постановке целей, выработке и принятию решений, распределению прав и обязанностей, ресурсов и т.д.

-   улучшение существующих и создание новых отношений и связей, обеспечивающих развитие организации в целом, т.е. ее систематическое, планомерное совершенствование.

Вообще, развитие организации существует в двух формах: организационного проектирования и организационной рационализации. Организационное проектирование означает формирование организационных структур, схем и процедур управления на стадии проектирования организации с учетом намечающихся технологических, информационных, административных, личных взаимосвязей тех, кто будет в ней работать. Оно имеет место при создании новой компании.

Под организационной рационализацией понимается постоянное совершенствование организационных отношений на действующих структурах. Она может быть элементной, частичной или полной в зависимости от масштабов необходимых преобразований.

Успех или неуспех реорганизации зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К последним относят, например, уровень руководства, позволяющий безошибочно определять основной объект реорганизации, обеспечить   преемственность   преобразований,   создать   действенную   систему стимулов для участников работ и т.п. К объективным же прежде всего относится степень инерционности самой организации, ее способность быстро и гибко реагировать на изменение внутренних и внешних условий, а также наличие необходимых материальных, кадровых и информационных ресурсов. Последние являются одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера. Используя и передавая информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

п»ї

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это делается, следовательно, ее можно определить как передачу не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Для того, чтобы она состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Субъектами же коммуникации могут выступать и отдельные личности, группы, и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой - либо иной форме (письменно, жесты, тон голоса, поза и т.д.) с целью получения в ответ желаемой реакции. Этот вид коммуникации наиболее важен для успеха в управлении. Во - первых, потому, что решение многих управленческих задач строится на непосредственном    взаимодействии            людей    (начальник    с    подчиненным,

подчиненные друг с другом) в рамках различных событий. А, во - вторых , межличностная коммуникация является одним из лучших способов обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

Коммуникация предъявляет требования к каждому участнику управленческого взаимодействия: необходимо наличие у сотрудников определенных навыков и умений, а также определенной степени взаимного понимания.

Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом, а построение коммуникационных сетей позволяет организовать его наиболее эффективным образом в соответствии со сложившейся ситуацией.

2.3. Организационная структура.

Под организационной структурой понимается совокупность подразделений, составляющих ту или иную организацию (отделов, участков, цехов и служб, органов управления, целых предприятий и их комплексов). Особенности организационной структуры определяются характером, разнообразием, техническим уровнем производственных процессов, глубиной разделения труда, степенью его специализации, масштабами деятельности, ее диверсификацией, спецификой продукции или услуг.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать Вас донельзя денежным.

Исходным в построении структуры является проектирование работы. В организации может быть принята система автономных работ, могут быть взяты за основу конвейерная, модульная или бригадная формы работы. Проектирование работы зависит от многих факторов, в частности от того, какая квалификация требуется для выполнения работы, какую часть продукта изготовляет отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на него, требуется ли наличие обратной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т.д. От проектирования работы зависит очень многое во внутренней жизни организации (как будет использован потенциал компании, будут ли достигнуты поставленные цели, получит ли работник удовлетворение от работы и пр.). Поэтому менеджер должен уделять этому большое внимание и периодически проводить пересмо тр спр оектированной системы работ.

п»ї

Следующим шагом в формировании структуры организации является выделение структурных подразделений, иерархически увязанных и находящихся в постоянном производственном взаимодействии. Для этого необходимо определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационной связи с другими подразделениями, а также наделить их нужными ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изменения структуры очень сильно зависит успех функционирования организации.

Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных, но тесно связанных между собой видов деятельности, направленных на достижение целей организации. В рамках компании эти виды деятельности объединяются в самостоятельные группы в соответствии с рядом принципов, среди которых можно выделить: количественный, временной, функциональный, территориальный, рыночный, продуктовый, целевой, профессиональный, технологический, инновационный и пр.

Наиболее простым и исторически первым считается количественный принцип структуризации. Суть его состоит в том, что подразделения в организации создаются, исходя из числа работников, необходимых для выполнения той или иной задачи. Другой достаточно простой принцип структурирования - временной. Он также используется на низших уровнях организации и проявляется в том, что подразделения, исходя из экономических или технических причин, объединяют людей, занятых одновременно. Также на низовом уровне в производственных организациях может применяться технологический принцип структурирования, когда основу подразделения составляет какая - либо законченная технология. Близок по сути к технологическому профессиональный принцип. Однако людей здесь объединяет не технология производства, а общая профессия. В соответствии с этим принципом, например, создаются кафедры в высших учебных заведениях.

Для многопрофильных организаций, особенно функционирующих в инновационной сфере, может использоваться принцип структурирования по крупным стратегическим целям, предполагающий, что ведущие подразделения создаются в соответствии именно с ними.

На уровне отдельного предприятия основной принцип структуризации -ф ункциональный, когда подразделения строятся в соответствии с функциями предприятия, т.е. с главными направлениями его деятельности. К таким функциям относятся, например, производство, финансы, сбыт, маркетинг и т.п. На практике данная структура хорошо подходит лишь для небольших предприятий. За счет нее достигается глубокая специализация, четкость, стройность, надежность коммуникаций. Все это обеспечивает быструю концентрацию ресурсов и людей в нужном месте и в нужное время, позволяет оперативно доводить сведения до исполнителей и реализовывать управленческие решения.

Однако структура крупной фирмы, перешагнувшей границы отдельного предприятия, уже не может быть построена по функциональному принципу, так как без хорошо налаженных горизонтальных связей она становится негибкой, быстро закостеневает, порождает бюрократизм, приводит к замедлению экономического, технического и социального развития организации. Поэтому главенствующими принципами для построения структуры крупной компании стали: территориальный, рыночный, продуктовый и инновационный, при которых предприятия, сохраняя внутри себя функциональную структуру, приобретают в рамках данной компании "специализацию":

При территориальной структуре фирмы каждое из входящих в нее предприятий производит весь набор профильных видов продукции или услуг для своего региона.

При продуктовой структуре входящие в нее предприятия практически полностью сосредотачиваются на производстве какого - то одного вида продукции для всех территорий и всех видов потребителей. Такой подход позволяет максимально специализировать производство, а следовательно, повысить его качество и результативность.

Рыночная структура предприятия ориентирована на производство продукции для определенной группы покупателей; таким образом рыночная направленность усиливается здесь еще более значительно.

Наконец, суть инновационной структуры, которая обычно соответствует нестабильной окружающей среде и агрессивной стратегии поведения фирмы, заключается в том, что в рамках последней формируются специальные центры, занимающиеся разработкой, освоением производства новых товаров и услуг. Такие подразделения уже не занимаются производством освоенной и традиционной серийной продукции.

Необходимыми            условиями            эффективного            функционирования

организационных. с труктур считаются наличие оптимального числа сотрудников, соответствие их решаемым задачам, четкость распределения между ними конкретных функций и надлежащая координация, определенность целей, гибкость, внутреннее и внешнее равновесие.

Читать далее: Цели фирмы и управление на их основе.