Разделы



Строение мотивационной сферы человека

Наиболее малоизученной проблемой в изучении поведенческих свойств личности является проблема связи поведения человека с его мотивационной сферой.

В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях.

Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями - осознанными и неосознанными мотивами . Другими словами, мотив - это побуждение к деятельности конкретного человека, выполняющего ее. Так, например, несколько человек могут одинаково и добросовестно выполнять сходную работу, но субъективно оценивают ее цели по-разному: для одного мотивом будет хороший коллектив, потому что для него ценностью являются взаимоотношения в группе, для другого -с одержание его труда, т.е. он ценит в себе и в людях в первую очередь высокий профессионализм, для третьего мотив - оплата его труда.

Рассмотренные нами психические явления, состояния и процессы: ощущения, восприятие, внимание, темперамент, эмоции - обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, побуждения, включающем представления об интересах, мотивах, потребностях, целях, задачах, намерениях, стремлениях, желаниях.

Из всех мотивационных понятий наиболее важная - потребность. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему не достает для нормального существования. Потребность активизирует организм, порождает его поведение. Она приводит в состояние повышенной активности отдельные психические процессы и поддерживает ее до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Люди, как личности, отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и их особым сочетанием.

Второе после потребностей по своему значению мотивационное понятие - мотив. В отличие от потребностей мотивы есть только у человека. (Исследователь А.Н. Леонтьев внес в теоретическое понимание мотивации поведения человека значительный вклад.)

Существующая потребность, степень ее удовлетворения или неудовлетворения проявляется, как правило, неосознанно, в эмоциях. А мотив же выступает в сознании человека как объект или цель, на которую направлено в конечном счете его поведение.

Это необязательно должен быть сам предмет, способный удовлетворить существующую потребность немедленно, это может быть какой-то промежуточный результат, ведущий к нему.

Мотив всегда связан так или иначе с процессом познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Поэтому мы говорим, что мотивы как потенциально осознаваемые стимулы поведения есть только у человека.

п»ї

Итак, для полноценной мотивации, т.е. для стимулирования и направления поведения в определенное русло, необходимы, по меньшей мере, два мотивационных фактора: потребность и мотив.

Потребность - как состояние нужды человека в чем-то.

Конкретный мотив - обеспечивает целесообразность и разумность поведения человека.

Следующим мотивационным фактором является цель. Это осознаваемый результат, на который направлено поведение человека в данный момент.

Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент в нем освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Цель является объектом внимания, занимает кратковременную и оперативную память. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности и мотивы сохранятся (до тех пор, пока не будут удовлетворены) в долговременной памяти человека.

Мотивационную сферу человека как побудителя его поведения можно оценивать также по следующим параметрам: развитость и гибкость.

Развитость . Чем больше у человека разнообразных потребностей, мотивов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость. Более гибка та, в которой человек для удовлетворения одной и той же потребности может использовать более разнообразные предметы. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством его удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У такого человека мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Если мы теперь обратимся к классификации мотивов и потребностей, то в первую очередь следует выделить пользующуюся огромной популярностью систему А. Маслоу , положившего в основу своей книги "Мотивация и личность" следующую классификацию, где он выделил две основные группы потребностей человека: высшие и низшие.

Дистанционное Обучение Форекс- - это великолепная перспектива для вас подготовиться к успешной работе на бирже Forex!

Высшие потребности: 5. Потребность в самовыражении и реализации собственных возможностей и способностей.

4. Потребность в признании и самоуважении, одобрении.

3. Потребность в социальных контактах: любви, семье, нежности, дружбе.

2. Потребность в безопасности: защите от боли, страха, неустроенности и т.д.

Низшие потребности: 1. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальные потребности и др.

п»ї

Распределение потребностей по степеням представляет с точки зрения Маслоу динамический процесс. Этим он подчеркивал, что речь здесь идет об энергии, в большей или меньшей степени затрачиваемой на удовлетворение той или иной потребности.

В каком соотношении отдельные потребности в каждом индивидууме, зависит от конкретной личности, но можно с уверенностью утверждать, что мотивация к труду имеет решающее значение для достижения профессионального и делового успеха. Мотивация может быть интровертной - как бы исходящей изнутри (ожидание успеха от учебы, например; еще больший стимул - сознание того, что мы услышим что-то замечательное). Мотивация экстравертная - в противоположность первой, то есть внешняя мотивация обуславливается поставленными целями, например, вознаграждением. Можно говорить об оптимальных побудительных мотивах в том случае, когда оба вида мотивации совпадают.

Если, например, наша профессиональная деятельность в основном удовлетворяет нас потому, что мы делаем все по своей воле и она нас действительно интересует, то мы говорим об интровертной мотивации. Когда же эта деятельность приносит нам еще и социальное признание и материальное вознаграждение, то здесь мы имеем дело с экстравертной мотивацией, представляющей собой идеальное дополнение к первой.

Проблему мотивации других лучше всего решать с позиции именно тех, кого вы хотите мотивировать, для чего нужно просто представить себя на их месте. При этом нужно не просто уговорить их изменить свое поведение, а убедить их сделать это. Речь идет о том, чтобы мотивировать людей, окружающих нас, так, чтобы они были не в меньшей степени заинтересованы в достижении поставленной цели, как и вы.

Как? - Это уже искусство. Об этом речь будет идти в последующих разделах.

Интерес к психологии на протяжении всех веков был неизменно связан с поисками ответа на два основных вопроса: о природе и сущности психических явлений и об объяснении поведения человека. А для понимания поведения наиболее важно было исследовать мотивацию его поступков. Поэтому продуктом соответствующего интереса явились многочисленные теории мотивации, которые стали появляться еще в работах древних философов и сейчас их насчитывается не один десяток.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации поведения человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы располагались между двумя крайностями: рационализмом и иррационализмом.

О рациональном было сказано выше. Сторонники же иррациональных теорий утверждают, что счастье и несчастье, здоровье и болезнь, мудрость и глупость, спокойствие и разочарование - все это формируется и управляется подсознанием.

А чтобы управлять этими чрезвычайно сложными процессами, подсознание накапливает информацию всю вашу жизнь, с момента зарождения и до данной минуты.

Ваше подсознание помнит все и стремится реализовать каждую мысль, т.к. подсознание - "строительная площадка наших мыслей", а мысли формируются в подсознании под воздействием самого человека или под влиянием извне.

Представителями иррациональных теорий явились теории З. Фрейда, его сторонников, пытавшихся свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, названным впоследствии влечением.

Фрейд утверждал, что мотивация поступков человека, его поведения, лежит в подсознании.

Мы не будем заниматься доказательством или опровержением его теорий. Важно попытаться понять его. Все его теории объяснить невозможно.

З. Фрейд рассматривал области психики, которые осторожно оставлялись в тени викторианской моралью и философией. Наиболее популярны его "Толкование сновидений" и "Очерк психоанализа". Его личность, публикации, смелость в пересмотре своих взглядов снискали ему много друзей и не меньше критиков. Его работы оказали большое влияние на всю западную культуру. Мы обязаны Фрейду открытием мира, который лежит за нашим сознанием.

Фрейд основывает свое теоретическое мышление на предположении, что в душевной жизни человека нет перерывов и непоследовательности, т.е. каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеет свою первопричину.

Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующей мыслью или чувством, связи находятся в бессознательном. К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными, или вообще недоступны сознанию. Кроме того, там есть материал, который отделен от сознания, подвергнут "цензуре" и "подавляем". Этот материал не забыт и не утерян, но он не допускается к воспоминанию. Мысль как воспоминание действует на сознание, но опосредованно. Большая часть сознания -б ессознательна, считал З. Фрейд. Здесь и находятся источники психической энергии, побуждения и инстинкты, то есть мотивы поведения.

Для объяснения природы этих явлений Фрейдом было введено понятие "динамически вытесненное бессознательное". Под бессознательным понимались нереализованные влечения, которые по каким-либо причинам (из-за конфликта и социальными запросами общества, например) изгонялись из сознания или не допускались в него с помощью такого защитного механизма, как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания человека, эти влечения образуют сферу неосознанной предрасположенности к действиям, активно воздействующим на жизнь личности и проявляющимся порой в непрямых символических формах (юморе, сновидениях, обмолвках).

В своей книге "Толкование сновидений" З. Фрейд описывает, как сон помогает душе защищаться и находить удовлетворение.

Постоянные препятствия и невыполненные желания наполняют нашу жизнь. А сны частично восстанавливают равновесие как соматически, так и психологически, т.е. сновидение - это способ проведения неисполненных желаний через сознание без участия и без пробуждения физического тела. Почти каждый сон может быть понят как исполнение желания, которое мы не могли или не исполнили в течение дня.

Критики З. Фрейда признавали за ним роль первооткрывателя в объяснении функции снов, но утверждали, что он переоценивает сексуальное значение снов.

А он на основе этой теории доказал теорию сублимации - процесс, посредством    которого    энергия,    первоначально    направленная    на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным. Сублимацию называют "успешной защитой".

Фрейд утверждал также, что все взрослое поведение человека опирается на его детский опыт. Наши выборы в жизни - любимые, друзья, боссы, даже враги - производные наших детских связей "ребенок - родитель". Выбор людей, которые вас окружают, мест, пищи и пр. Определяется опытом, который вы не помните, но он не случаен.

Идеи З. Фрейда повлияли на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из них, такие как значение снов и бессознательного , широко принимаются, другие обсуждаются ("Эдипов комплекс"), некоторые - критикуются. Его работы вызывают личный отклик. Он обсуждает и описывает проблемы, которые важны для жизни каждого.

Читать далее: Психология взаимоотношений в группе