Разделы



Характер человека

М ы рассмотрели программирующие свойства личности. Программирующие его характер, поведение по отношению к себе и другим. Иными словами, человек генетически получает способности, темперамент, а уже как он реализует это наследство - зависит от многих факторов.

Характер тесно связан с темпераментом единой физиологической основой. Однако формируется он под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, а также самовоспитания.

В жизни встречаются люди не только разного темперамента, но и разного характера. Бывает и сангвиник грубияном , и флегматик с его безобидной манерой на все реагировать обнаруживает склонность к интриганству или обману.

Что же такое характер? В буквальном переводе с греческого "характер" - это "отпечаток". Словом "характер" мы оцениваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления личности, привычные формы поведения в различных ситуациях, т.е. поведение, являющееся нормой.

Типичные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в школе, в коллективе. Они становятся устойчивыми уже в подростковом возрасте и их не так легко переделать.

Поэтому и случается, что столкновение разных характеров часто препятствует взаимопониманию. Как же проявляется характер человека? Характер человека в общении проявляется прежде всего в его мировоззрениях, в его оценках и мнениях. Люди с более глубокими знаниями, жизненным опытом, культурно развитые владеют таким характером, который называют легким. Они незлопамятны, отзывчивы, мыслят масштабно. Люди же с ограниченным кругом интересов, малообщительные имеют трудный характер.

И все же характер не дается человеку от природы. Нет человека, чей характер нельзя было бы изменить, переделать. И ссылка на то, что вот я такой, и все тут, ничего не поделаешь - несостоятельны.

Но обычно отрицательные черты характера проявляются ярко лишь тогда, когда человека заденут за живое.

Обучение Forex - это прекрасная возможность для вас подготовиться к прибыльной работе на бирже Форекс!

Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в конта кт с др угими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение. Психоаналитики отмечают, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле.

Каждый человек имеет потребность в определенном количестве контактов, направленных на реализацию его эмоционально окрашенных состояний. Эти потребности можно разделить на три типа: направленные к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические свойства характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости.

п»ї

По этим свойствам можно выделить характеристику трех социальных типов.

Уступчивый тип направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.

Агрессивный тип направлен против людей, имеет представление о жизни как о борьбе против всех, другие люди для него - враги. Главное для него - победа и контроль над другими, никому не доверяет. Привязанности и симпатии рассматривает как слабости.

Разобщенный тип направлен от людей, у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям. Близкие контакты вызывают у него тревогу, он старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

Умение правильно распознавать позицию партнера по общению, выбирать и гибко менять свою - позволяет достичь успеха в коммуникациях.

Нужно ли нам знать и понимать себя и другого человека? Ответ на этот вопрос может быть только утвердительным. Когда человек научится разбираться в своем сложном психическом мире, ему станет намного легче решать трудные жизненные проблемы, главное - уметь прогнозировать и регулировать свое поведение.

Если мы научимся психологическому анализу своих индивидуальных    особенностей,    мы    сможем    более    сознательно проанализировать и психологические свойства другого человека, составить его психологический портрет.

Основу его мы рассмотрели в § 2 и § 3, следует подчеркнуть, что прикладное значение учения о темпераменте заключается, в первую очередь, в применении этого знания к самому себе, в активном использовании в своей работе плюсов, умении не выпускать из-под контроля минусы. Например, холерику - все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер, флегматику - не забывать, что желательно все-таки действовать немного быстрее и гибче, а меланхолику - уметь отделять неудачи от катастроф, частный промах от крушения всех жизненных планов.

Однако все же нельзя путать темперамент и характер.

В практической психологии часто используется описание характеров, данное К. Леонгардом . Оно основывается на огромном опыте исследования и является не менее научным , чем классификации, полученные математическими методами. Он выделил несколько типов характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Наиболее заметным, ярким является демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих -б олее сильно, чем они это переживают в данный момент.

Другими словами - у таких людей развита способность демонстрировать свои эмоции.

Человек с демонстративным типом характера способен вытеснять из своего сознания многие негативные переживания, в частности полностью забыть то, что он не хочет помнит (например, случаи, когда он поступал недостойным образом).

п»ї

У всех людей более или менее развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления, в этом проявляется один из защитных механизмов человеческой психики. Однако у демонстративной личности это становится основной формой поведения.

Ведущим мотивом поведения демонстративного характера является самоутверждение, а также забота о престиже в глазах окружающих. Ему крайне важно постоянное внимание, желательно восхищение, а безразличное отношение для него является совершенно невыносимым.

Противоположным демонстративному является педантичный характер. У людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут    быть    нерешительность,    боязнь    ошибки,    что    вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки и т.д., конечно, если это не единичный случай, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, предусмотрительность, рассудительность - словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера назван застревающим. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств: ярости, гнева, страха, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яростью спустя недели, месяцы, даже годы. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем.

У возбудимых людей часто констатируется весьма неровное течение жизни, они постоянно раздражены, склонны к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Исходя из акцентуации характера партнера по общению, К. Леонгард дает следующие рекомендации.

С демонстративным типом нужно очень рационально фильтровать получаемую от него информацию, т.к. она вся пронизана его собственными субъективными эмоциональными представлениями.

С педантичным типом общение должно носить терапевтический характер, т.к. эти люди нуждаются в подбадривании. Несмотря на то, что проблемы педантичного человека часто проистекают из его нерешительности, на это не нужно указывать, лучше всего использовать безоценочную тактику.

С застревающим типом лучше помочь ему разобраться в сути его постоянной борьбы с кем-то или за что-то.

С возбудим типом нужно всегда иметь в виду, что их агрессия накапливается на подсознательном уровне, их вспышки ярости всегда неожиданны, поэтому здесь нужно внимательно следить за языком тела -н акапливающаяся агрессия обязательно выразится в таком "несловесном" общении (жесты, мимика, позы).

Психологи пытались также найти связь между характером человека и строением его тела (Э. Кречмер - "Строение тела и характер"), между характером и формой лица, между почерком и характером, но все же не следует забывать, что в основе характера лежат свойства нервной системы человека.

Х арактер человека меняется под влиянием времени, среды, жизненных ситуаций. Главное, не упускать из виду прогноз такого изменения, который можно предупредить (см. табл. 3).

Читать далее: Психические познавательные процессы