Разделы



Роль информации при формировании покупательского поведения

Покупательский процесс начинается с того момента, когда потребитель впервые осознает потребность в продукте или услуге, и заканчивается в тот момент, когда выбирается торговая марка, приобретается продукт, потребитель оценивает успешность совершенной покупки и решает, покупать ли ему данный конкретный продукт или марку впредь.

Поэтому формирование знания потребителя о продукте — важнейшая маркетинговая задача.

Знание потребителя о продукте можно разделить на декларативное и процедурное. Декларативное знание — общее представление о предмете покупки.

Процедурное — подробное, вплоть до деталей, знание о покупаемом товаре.

Знания о продукте подразумевают множество различных видов информации. К ним относятся:

1) знания о существовании товарной категории и торговых марок в рамках данной категории;

2) терминология;

3) свойства и функции продукта;

4)     мнения относительно товарной категории в целом и отдельных
марок, в частности.

Стадии обработки информации потребителем описываются так:

•     получает информацию из внешней среды — обычно из рекламного объявления новой марки часто покупаемых продуктов;

•     интерпретирует эту информацию в соответствии со своим опытом, мнениями, личными целями, характером и социальным положением;

•     ищет дополнительную информацию с целью прояснения потребности или желания;

•     оценивает альтернативные конкурирующие торговые марки, способные удовлетворить желание или потребность;

•     формирует мнение, отношение и намерение, определяющие , будет ли совершена покупка, и если да, то какую марку следует выбрать;

•     действует в соответствии с этими внутренними факторами, побуждающими к действительной покупке и использованию продукта или марки;

Уроки Forex - это отличная возможность для Тебя подготовиться к удачной работе на рынке Forex!

•     ещё раз оценивает отношение и намерение с учетом удовлетворения, полученного от потребления продукта;

•     закрепляет в памяти новое отношение и намерение для обращения к ним в будущем.

Таким образом, потребитель предстает активным элементом всей маркетинговой системы. Во-первых, он вовлечен в процесс и реагирует на комплекс маркетинга и, если необходимо, меняет свое мнение с учетом новой информации. Во-вторых, потребитель аффективно (с помощью оценки или эмоционально) реагирует на каждое альтернативное средство удовлетворения его желаний, занимая свою позицию по отношению к каждой марке и тем самым формируя к ним положительное или отрицательное отношение. Наконец, побуждаемый купить или отвергнуть рекламируемую марку потребитель проявляет волевую реакцию. Выбор конкретной марки (или, если покупка не состоится, отказ от рассмотрения данных марок) — результат мысленной установки, обязательно предшествующей выбору. Модель процесса выбора потребителя приведена на рис. 15.

п»ї

Первым этапом является знание о существовании товара. Если потребитель не знает о товаре, естественно, он не может его купить.

Упрощенная модель поведения потребителя включает три этапа совершения покупки и потребления: осведомленность, пробная покупка и повторная покупка. Повторная покупка, имеющая большое значение для успеха потребительских товаров и услуг, является зависимой от пробной покупки и пробного потребления. Сама же проба зависит от осведомленности. Однако осведомленности о новой торговой марке недостаточно для того, чтобы гарантировать повторную покупку рекламируемой марки. Осведомленность, в лучшем случае, может привести к любопытству и пробной покупке, а оценивание и сравнение становится возможным лишь тогда, когда марка используется.

Для покупателей характерны четыре категории:

1)  давние приверженцы преданы одной марке, несмотря на цену и конкуренцию;

2)      склонные чередовать марки не обращают особого внимания на цену, но любят разнообразие;

3)  чувствительные к выгодным предложениям переключаются с одной марки па другую, не выходя за рамки небольшого набора марок и почти всегда откликаясь на c специальное предложение;

4)   чувствительные к цене покупают самую дешевую марку.

Отношение – это тенденция потребителей оценивать объект благоприятным или неблагоприятным образом. Отношение включает в себя мыслительную составляющую (убеждения) и чувственную составляющую (оценки марок). Убеждения о марке — это характеристики, которые мы ей приписываем. Оценка марки — позитивное или негативное отношение к ней.

Потребности и восприятие потребителей и обе составляющие отношения взаимодействуют, влияя на поведение покупателей (рис. 16).

Отношения могут быть когнитивными, аффективными и поведенческими. Когнитивные отношения включают верования о конкретных объектах или их отдельных атрибутах, причем оценка этих атрибутов для различных категорий потребителей может быть неодинаковой, например, цена товара или его качество. Аффективное отношение к товару — это чувство или эмоциональные реакции. Они в большей степени зависят от особенностей потребителя. Положительные чувства и эмоции достигаются эффективно организованной рекламой и презентацией товара, привлекательной упаковкой. Поведенческое отношение – это склонность реагировать определенным образом на товар. Изменение поведенческого отношения может произойти под влиянием маркетинговых мероприятий по стимулированию сбыта, например, выдачи бесплатного образца товара, возврата части цены, распродажи и др.

п»ї

Потребитель должен знать не только товар, но и место его продажи. Причем не только расположение конкретного магазина, но и расположение данного товара внутри магазина. О размещении товаров внутри магазина информируют специальные карты, стенды, таблички, объявления по радио и др.

Читать далее: Психология продаж