Разделы



Восприятие и анализ информации потребителем

Процесс моделирования конечного потребителя начинается с возникновения и осознания потребности в том или ином товаре. Для маркетинга этап определения потребности важен с нескольких точек зрения. Во-первых, маркетологи должны знать о потребностях клиентов и о проблемах, с которыми они могут столкнуться. Учитывая потребности клиентов, фирмы получают возможность создания конкурентного преимущества.

Далее начинается поиск информации, который заключается в определении альтернативных способов решения проблемы. Поиск может быть внутренним или внешним. Внутренний поиск сводится к анализу соответствующей информации в памяти человека. Затем осуществляется переход к внешнему поиску. При этом потребитель может получить информацию из личных источников (члены семьи, друзья, коллеги по работе, соседи) или из коммерческих источников (реклама и торговый персонал).

Цель поиска информации — формирование у потребителя круга осведомленности, который представляет собой наборы торговых марок, обеспечивающие решение проблему.

В то время как потребности и мотивы обусловливают определенные действия потребителя, восприятие помогает ему упорядочить информацию, чтобы действие стало возможным. Чтобы воспринять информацию, следует подвергнуться ее воздействию, ее надо понять и запомнить. Каждый из названных процессов избирателен:

•      избирательное воздействие означает, что люди склонны видеть или читать то, что в наибольшей степени соответствует их потребностям; они также выбирают информацию, совпадающую с их взглядами и соотносящуюся с их образом жизни;

•      избирательное понимание означает, что потребители склонны истолковывать информацию так, чтобы она согласовывалась с их психологическим настроем; например, курильщик сигарет может игнорировать объявления о вреде курения;

•      избирательное запоминание означает, что потребители запоминают информацию, которая более всего соответствует их потребностям и психологическому настрою.

В процессе восприятия маркетинговой информации потребители формируют имиджи марок, магазинов и компаний.

Схема подачи информации имеет очень большое значение для рекламных и коммерческих сообщений. Цвет – еще один важный фактор, влияющий на интерпретацию. Синий и зеленый считаются холодными цветами и вызывают чувство спокойствия. Красный и желтый рассматриваются как теплые и веселые. Черный воспринимается как показатель силы. Применение соответствующего цвета в дизайне упаковки, как правило, влияет на чувства потребителя в отношении определенного товара. Пачки очень крепких сигарет обычно имеют черный цвет.

Обработку информации можно разбить на пять этапов (рис. 17).

п»ї

Обработка информации начинается с того, что энергия в форме раздражители достигает одного или нескольких чувств человека.

Контакт происходит при физическом приближении к раздражителю, что    активизирует    одно    или    несколько    чувств.    Это    требует    от осуществляющего коммуникацию выбрать средства передачи информации, которые смогут охватить целевой рынок.

Внимание можно определить как направление познавательных ресурсов на обработку раздражителя. Нужно заставить потребителя уделить внимание именно той информации, которую ему хотят сообщить. Средний потребитель сталкивается в течение суток с 300 рекламными объявлениями. Средний телезритель просматривает в день более 100 рекламных роликов. Ежегодно в адрес среднего домохозяйства приходит 216 почтовых отправлений.

Понимание — третья стадия обработки информации — связано с интерпретацией раздражителя. Стимулу придается определенный смысл. Он зависит от того, как стимул классифицирован и осмыслен с точки зрения существующих у потребителя знаний. Классификация раздражителя заключается в осмыслении стимула с использованием хранящихся в памяти понятий. На поведение потребителей может повлиять то, как они классифицируют маркетинговый стимул, и соответственно влиять на его оценку. Поскольку те понятия, которые используют при классификации раздражителя, ассоциируются с определенными ощущениями и отношениями, эти ощущения и отношения могут переноситься на классифицируемые стимулы. Таким образом, классификация достаточно важный фактор.

Принятие – четвертый этап процесса обработки информации — связан с убеждающим эффектом стимула. Этот эффект может выражаться во влиянии на знания, отношения или даже само поведение. Важны реакции, которые называют поддерживающими аргументами и контраргументами. Поддерживающие аргументы – это мысли, которые благоприятны для заявлений рекламодателя. Контраргументы — это те мысли, которые противоречат его заявлениям. Принятие решения ускоряется по мере увеличения поддерживающей аргументации и снижения контраргументации .

Биржа Форекс позволяет каждому желающему получать доход на колебаниях валютных курсов всевозможных мировых валют официально, круглосуточно, не выходя из дома и даже не имея образования!

Запоминание — последний этап процесса обработки информации, на котором происходит перенос интерпретации и аргументов в память. Память состоит из трех отдельных систем хранения информации: сенсорная память, краткосрочная память и долгосрочная память (рис. 18).

Сенсорная память обеспечивает хранение информации, получаемой органами чувств. Это храпение временное — оно длится не более 2 секунд. В сенсорной памяти поступающая информация подвергается предварительному анализу, во многом основанному на таких физических характеристиках, как громкость или тон. Визуальная обработка на этом этапе называется портретной, а звуковая обработка — звукоподражательной. Эта обработка происходит практически мгновенно, причем портретная обработка занимает только четверть секунды.

п»ї

Основным фактором, определяющим меру оценки марки потребителями, является уровень вовлеченности. Когда покупка характеризуется высоким уровнем вовлеченности, то, скорее всего, потребитель будет более тщательно подходить к се оценке. К покупкам с очень высоким уровнем вовлеченности, как правило, относятся те, которые характеризуются необходимостью высоких расходов или личным риском, например, приобретение дома или автомобили. И наоборот, случаи невысокого уровни вовлеченности отличаются более простой оценкой приобретения. В этих ситуациях потребители склонны применять простую тактику выбора, чтобы уменьшить время и усилия, необходимые на покупку.

Уровень вовлеченности определяет, насколько актуальным и важным данный выбор является для того, кто принимает решение. Определены четыре фактора, которые сказываются на степени вовлеченности.

1.   Самооценка. Если решение затрагивает самооценку того, кто его
принимает, то степень вовлеченности, скорее всего, будет большой. Так,
приобретение автомобиля, дорогой одежды и ювелирных изделий требуют
намного большей вовлеченности, чем выбор сорта мыла или маргарина.

2. Осознанный риск. Вполне вероятно, что степень вовлеченности
будет большой, когда осознается большой риск возможной ошибки.
Степень риска, связанного с возможностью покупки плохого дома из-за
масштабов соответствующих отрицательных последствий в
результате неправильного выбора, будет несоизмеримо большей, чем
степень подобного риска при покупке жевательной резинки. Как
правило, чем выше цена покупки, тем больше риск.

3. Социальные факторы. Степень вовлеченности может оказаться большой, если выбор зависит от общественного одобрения. Выбор клуба для гольфа может отличаться очень высоким уровнем вовлеченности, поскольку решение может определять социальное положение человека среди других любителей гольфа.

4.   Гедонистические влияния. Если покупка способна доставить большой уровень удовольствия, то степень вовлеченности также будет большой. Выбор ресторана для празднования какого-либо события может отличаться высоким уровнем вовлеченности, поскольку различие между хорошим и плохим выбором может существенно повлиять на величину удовольствия, полученного в результате такого опыт.

Специалисты по маркетингу могут оказать помощь в подобных ситуациях, связанных с покупками, предоставив покупателю содержательную информацию посредством рекламы и через торговый персонал. В табл. 7 показано, как изменяется процесс принятия решений потребителем в случае высокого и низкого уровней его вовлеченности в процесс приобретения товара.

Таблица 7.

Процесс принятия решения потребителем и степень вовлеченности

Для производителей особенно важен тот факт, что определенные убеждения покупателей относительно марок и товаров зависят во многом от того, в какой стране они были произведены. Наряду с убеждениями не менее важны и отношения индивида.

Отношение — общая благоприятная или неблагоприятная оценка товара или услуги.

Следствием набора мнений может быть положительное или отрицательное отношение к товару или услуге. Как мы уже отмечали, отношения играют важную роль при оценке вариантов выбора в процессе принятия решений. Они могут частично возникать в результате сбора информации и/или при использовании товара или услуги. Поэтому мнения и отношения играют важную роль в разработке товаров.

Традиционно считалось, что отношение товару состоит из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого (рис. 19). Знания и убеждения человека относительно объекта отношения составляют познавательный компонент. Эмоциональный компонент представляет собой чувства, которые человек испытывает к объекту отношения. Волевой компонент связан с действиями или намерениями по отношению к рассматриваемому объекту.

Отношение к другим продуктам могут определять чувства. Клубы развлечений, балет, кино, музыка, спортивные состязания ценятся за чувства, которые возникают при их потреблении. Бывает и так, что мнения и чувства одновременно влияют на отношение.

Согласно схеме, представленной на рис. 20, существуют два основных способа формирования отношения: через мнения и чувства. Определить, как именно формируется отношение, очень важно, потому что это сразу указывает направление для дальнейших действий тому, кто хочет повлиять на отношение потребителей.

Волевой компонент, в отличие от познавательного и эмоционального, не используется в качестве двигателя отношений. Наоборот, считается, что сами отношения определяют волевые действия, т.е. тенденции поведения человека зависят от его (ее) отношения к объекту. Значит, тенденции потребителей к определенному поведению (например, приобретению продукта) должны возрастать по мере того, как их отношение становится более благосклонным.

Близкое расположение тенденций поведения (намерений) и самого поведения показывает, что последнее сильнее зависит от намерений, чем от отношений, мнений или чувств. Поэтому при предсказании поведения необходимо измерять предрасположенность человека к определенным действиям и поступкам, потому что именно они во многом определяют его будущее поведение.

Читать далее: Процесс принятия потребителем решения о покупке