Разделы



Мотивация человека

Потребители покупают не продукты. Они покупают удовлетворение потребности. Так, покупатель приобретет не дрель, а отверстия, которые ему необходимо просверлить этой дрелью.

Фирмы должны апеллировать к конкретным мотивам потребителей. Потребительское поведение часто направляется множеством мотивов. Поэтому важно знать: какие мотивы воздействуют на покупку продукта; как разработать стратегию, основываясь на мотивах поведении потребителя.

Можно выделить ряд основополагающих мотивов маркетинговой деятельности:

•           выгода — желание человека разбогатеть, эффективно расходовать деньги;

•           снижение риска — потребность чувствовать себя уверенно и надежно;

 

•       признание— по вышение престижа, имиджа;

•       свобода — потребность в независимости, самостоятельности.

Мотивация является движущей силой потребителя. Она начинается со стимула. На основе стимула возникает потребность, которая, в свою очередь, вызывает побуждение, т.е. стремление удовлетворить эту потребность.

Маркетинг не создает потребности, поскольку они первичны, однако он способен задать направление их развития.

Можно выделить шесть больших категорий потребностей покупателей:

1) физиологические;

2) социальные;

3) символические;

4) гедонистические;

5) когнитивные;

6) эмпирические.

Физиологические потребности. Товары и услуги решают проблемы (например, питания), облегают жизнь, позволяют потребителям испытывать меньше проблем в повседневной жизни.

Социальные потребности. Продукты также приобретают смысл и отвечают желаниям благодаря влиянию потребления продукта па взаимоотношения потребителя с другими людьми. Продукты, удовлетворяющие функциональные желания, могут в то же время представлять потребителя другим людям, выражая его принадлежность социальному классу, группе или передавая какую-либо иную информацию о социальных связях потребителя. Эти продукты отвечают социальным потребностям и желаниям.

Символические потребности. Потребитель приобретает товары и услуги для самовыражения, чтобы сказать другим людям и самому себе о том, во что он верит или что любит. Продукты, выступают личностными символами.

Гедонистические потребности. Многие продукты потребляются благодаря их сенсорным выгодам – вкусу, аромату, чувствам, которые они вызывают. Эти выгоды продукта сконцентрированы на чувствах, вызываемых качеством продуктов, и основанном на этих чувствах потреблении.

Когнитивные потребности. Потребность в знании. Удовлетворяется книгами, журналами, газетами.

п»ї

Эмпирические потребности. Некоторые виды потребительского поведения часто осуществляются потому, что они возбуждают в потребителях определенные чувства. Например, посещение концертов, участие в спортивных и праздничных мероприятиях, посещение художественных выставок могут быть объектами потребления, поскольку возбуждают чувства потребителей, вызывают желаемые эмоции или настроение.

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере предмет этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ па вопрос о том, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теор ия ие рархии потребностей Маслоу ; 2) теория ERG , разработанная Альдерфером ; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда ; 4) теория двух факторов Герцберга .

Теор ия ие рархии потребностей Маслоу . Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу , выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побуждения (жажда, голод), потребности в безопасности (жилище), аффективные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

Маслоу предлагает сгруппировать мотивы в пять категорий (рис. 13).

Теория мотивации А. Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.

Знать мотивы, которыми руководствуются потребители, очень важно, поскольку они определяют критерии выбора. Например, потребитель, движимый мотивом уважения и утверждения статуса, может выбрать собственный имидж в качестве основного критерия выбора для покупки автомобиля, одежды, обуви и прочих аксессуаров, которые находятся на виду.

Курсы Форекс - это замечательная перспектива для вас подготовиться к успешной работе на международном валютном рынке Форекс!

Теория ERG Альдерфера . Так же как и Маслоу , Клейтон Альдерфер исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от теор ии ие рархии потребностей Маслоу , он считает, что существует три группы потребностей:

1) потребности существования;

2)      потребности связи;

3) потребности роста.

п»ї

Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу . Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу , расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие: по Маслоу , движение происходит от потребности к потребности только снизу вверх; Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны – наверх, если не удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т. е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации людей.

Теория      приобретенных      потребностей      МакКлелланда .

Концепция МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с концепцией, эти потребности, если они достаточно четко проявляются у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность достижения проявляется и стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. МакКлелланд , на основе проведенных исследований, пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развитую экономику.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие.

Потребность властвовать – третья крупная потребность, влияние которой на поведение человека было изучено и описано МакКлелландом . Данная потребность, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

Люди с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две, в принципе, взаимоисключающие друг друга группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради власти. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач.

Теория двух факторов Герцберга . Фредерик Герцберг изучил факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека и вызывающие его удовлетворенность или неудовлетворенность. При этом выяснилось, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, — два различных процесса, т.е. устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности, не обязательно приводило к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность.

Взаимосвязь удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности, в основном, находится под влиянием факторов, связанных с характером потребности, т.е. с внутренними по отношению к ней факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к полному удовлетворению потребности. Если эти факторы не присутствуют, то это не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг называл такие факторы удовлетворителями .

Мотивирующие факторы в этом случае рассматриваются как самостоятельная группа потребностей. Если данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. Взаимосвязь неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности определяется влиянием факторов, в основном, связанных с окружением, в котором существует человек. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у человека чувство неудовлетворенности. В то же время они не обязательно вызывают состояние удовлетворенности, т.е. данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устранением боли, страдания. Обычно их называют гигиеническими факторами, или факторами здоровья, как бы подчеркивая этим, что они создают нормальные здоровые условия бытия.

Все четыре описанные теории мотивации имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека.

Читать далее: Психографическое сегментирование