Разделы



Процесс активного мышления

Процесс активного мышления включает в себя умение внимательно слушать и способность ясно и четко излагать свои мысли. Процесс активного мышления постоянно держит вас в курсе всех предстоящих дел. Он позволяет изыскивать оптимальные пути для достижения максимальных результатов и больших выгод при меньших затратах и усилиях. Процесс активного мышления заставляет вас постоянно охотиться за идеями, которые предвосхищают проблемы. Он приводит идеи в действие, а в итоге - хорошее управление.

Процесс активного мышления - это привычка. Для выработки такой привычки, как и всякой другой, нужны постоянное внимание и практика. Попробуйте на деле применить технические приемы, перечисляемые ниже, и скоро вы почувствуете, что процесс активного мышления стал вашей второй натурой. Ни один из этих технических приемов не является главенствующим по сравнению с другими приемами: в действительности же каждый из них является наилучшим только в сочетании с другими. Комбинируйте приемы, кое-что убавляйте, в зависимости от характера рассматриваемой проблемы, и процесс активного мышления превратится в действие. Вот ваши средства:

1.      Список контрольных вопросов

2.      Техника "расчленения"

3.      Анализ затрат и результатов

4.      Механизм ассоциации

5.      Выяснение мнения других

6.      Метод использования неожиданных мыслей

7.      Технический прием Гордона

Список контрольных вопросов. С зарождением науки об управлении появляется и список контрольных вопросов, как инструмент, применяемый в области управления. Составляя стандартный список вопросов по каждому новому явлению, с которым вам приходится сталкиваться, вы постепенно вырабатываете способность к активному мышлению. Вот образец наипростейшего списка:

•         Для чего еще может быть использовано точно в том виде, в каком оно находится сейчас; с изменениями; в сочетании с чем-нибудь другим?

•         Что является противоположностью того, чему это служит?

•         На каком принципе это построено?

•         Чем бы я мог все это заменить, если бы у меня этого не было?

Эти несколько вопросов способны послужить отправной точкой для разговора об идеях, которые могут вам вообще никогда не прийти, если вы постоянно будете скользить по поверхности и не сможете проникнуть в суть явлений. Составление таких списков не только стимулирует появление новых идей, но и содействует лучшему запоминанию рассматриваемого вопроса. И позднее, когда появится необходимость в решении аналогичных вопросов, вы легко сможете воссоздать в памяти все необходимые детали предшествующего решения.

п»ї

Техника "расчленения". Этот способ применяется главным образом для улучшения осязаемых объектов. Суть его заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и анализе основных качеств, особенностей или свойств каждой части в отдельности. При этом у каждой части изучается форма, размеры, химический состав, прочность, внешний вид и так далее с точки зрения возможной замены, отсечение или добавления. Разработал и подробно описал этот технический прием доктор Роберт П. Кроуфорд (США) в своей книге "Техника творческого мышления". Для управляющих, которые считают себя людьми дела, этот прием -о тличный первый шаг на пути к отысканию новых идей. Рассматриваемый технический прием включает в себя четыре простых и последовательных шага:

1.      Выберите какой-либо реальный объект, подлежащий улучшению.

2.      Запишите все его основные составные части.

3.      Точно опишите характерные признаки каждой части в отдельности: размеры, состав, вес, структуру, цвет.

4.      Оцените роль и значение каждого признака для функций данной части.

Лишь заключительное положение делает возможным появление новых идей, но в этом случае подход к рассматриваемого объекту является строго закономерным. Исследователь сам спрашивает себя о каждом признаке: должен ли он оставаться неизменным с точки зрения выполнения своих функций? Что можно было бы сделать для улучшения его функций?

Анализ затрат и результатов. Этот технический прием сформулировал Юджин К. фон Фанге в своей книге "Профессиональное творчество". Он применим главным образом к конструированию или улучшению динамических систем. Целью этого технического приема является поиск путей для достижения определенной отдачи от применения одного или большего числа строго определенных факторов в пределах ограниченности ресурсов (включая время и деньги). Для применения этого приема необходимы следующие условия:

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим профессионально сделанные прогнозы Forex могут сделать вас сильно богатым.

•         Четкое определение "результатов", о которых идет речь.

•         Определение имеющихся в распоряжении факторов.

•         Составление списка операционных ограничений по данному проекту (оборудование, время, наличие операционных необходимых материалов и так далее).

Если перечисленные выше условия выполнены, то тогда техника анализа включает в себя следующие пять ступеней:

п»ї

•         Отчетливо представьте себе все возможные связи между затратами и выпуском.

•         Установите должную систему проверки правильности возможных решений.

•         Разработайте методологию достижения практических решений.

•         Выберите оптимальную систему на деле.

•         Докажите ее применяемость к данной проблеме.

Этот технический прием был весьма эффективно использован при решении таких проблем, как:

•         затраты - солнечная энергия, результат - тепловая энергия для приготовления пищи;

•         затраты - атомный реактор, результат - движение корабля.

Однако прием может применяться и при решении гораздо более простых проблем.

Механизм ассоциации. Каждый образ, исходящий из внешнего мира, автоматически ассоциируется в нашем сознании с более ранними восприятиями внешнего мира, благодаря чему вы различаете предметы и идеи: вы вспоминаете, что где-то их "видели" прежде.

Мозг человека ассоциирует воспринимаемые им образы (при помощи различных органов чувств) с более ранними восприятиями внешнего мира. Отдельный случай может напомнить вам что-либо подобное или прямо противоположное, или же происшедшее примерно в то же самое время, что первый или второй случай. Этих знаний о мозге достаточно для отыскания новых идей. Столкнувшись с проблемой, вы можете напрячь свою память и восстановить в сознании связь между деталями данной проблемы и проблемами однопланового порядка или же, наоборот, расслабить мозг и дать ему увязать эту проблему с тем, что первое придет на ум. Иногда кажется, что возникшая мысль абсолютно никакого отношения к решению мучающей вас проблемы не имеет, и позднее выясняется, что именно в ней заложен нужный вам ответ.

Когда у вас  возникает трудная  проблема в отношении с кем-либо  из подчиненных, спросите сами себя: "Что в поведении этого человека есть такого, с чем я уже встречался и имел дело раньше? " В девяти случаях из десяти вы невольно вспомните свои как неправильные, так и правильные действия в аналогичных случаях в прошлом, и у вас появится здоровая основа для решения, как поступить в данном случае.

Выяснение мнения других. Часто изложение кому-либо трудной проблемы, с которой вы столкнулись, помогает кристаллизации ваших мыслей и приближает вас к решению этой проблемы. Поделитесь своими мыслями с кем-нибудь, кто хоть чуть-чуть разбирается в данном вопросе, и последний для вас самого станет яснее. Когда вы найдете нужные слова, чтобы просто изложить проблему, вам может прийти в голову и простое решение, которое ускользало от вас, когда ваш мозг был загроможден всякого рода техническими деталями.

Не составляет особого труда и поиск сочувствующего слушателя, так как он постоянно должен где-то быть. Если вы боитесь надоесть друзьям или дома своими служебными разговорами, то учтите, что скучный человек - это человек, который гордится своими успехами, а не проблемами. Вашим друзьям будет льстить, что им позволено помочь вам "обмозговать " ваши дела. Незнакомые же люди могут также оказать вам услугу в данном отношении, даже не подозревая этого.

Метод использования неожиданных мыслей. Такой групповой технический прием для раскрытия случайных, непроизвольных идей, соответствующих решению ряда специфических проблем, теперь уже хорошо известен всем, занимающимся вопросами организации и управления. Руководитель группы излагает какую-либо определенную проблему и просит каждого члена группы с ходу высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижением самых невероятных предположений. Руководитель немедленно записывает все высказывания по мере их поступления, не допуская никакого обсуждения их достоинств и недостатков до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Группа уверена, что любая мысль, какой бы далекой и глупой она ни оказалась, после анализа может внести определенный вклад в уточнение позиции, что, в свою очередь, приблизит практическое решение упомянутой проблемы.

В течение нескольких лет описываемый метод несколько раз принимался и отвергался среди управленческих работников. Этот технический прием оказался весьма ценным в большом числе ситуаций и совершенно бесполезным в других. Как и в любой творческой деятельности, в споре об этом техническом приеме мнения разошлись. Строго прямолинейные мыслители, у которых один факт обязательно должен вытекать из другого логично и "разумно", смотрели на него с подозрением. А наиболее частыми защитниками этого технического приема оказались управляющие, работающие в рекламных агентствах, управлениях кадров, в исследовательских организациях и конструкторских бюро. Используйте эту практику в качестве развлечения, не ждите обязательно какой-то реальной выгоды от этого, и тем большее удовлетворение доставит вам неожиданное решение.

Технический прием Гордона. Как разновидность метода использования неожиданных мыслей, этот технический прием также требует участия нескольких человек. Он был разработан Вильямом Дж. Гордоном - изобретателем, консультантом по вопросам управления и автором ряда книг. Суть этого приема заключается в следующем: руководитель предлагает группе для обсуждения вопрос, касающийся проблемы, ждущей своего решения, но не раскрывает содержание самой проблемы. Группа свободно обсуждает поставленный вопрос. Руководитель группы вмешивается в обсуждение только в том случае, если оно выходит за пределы данной проблемы. Когда же проблема раскрывается, тогда группа начинает переносить все выявленные принципы на решение конкретной задачи.

Метод Гордона так же, как и прием "мозгового штурма", применим главным образом к проблемам, решаемым на высшем управленческом уровне. Однако принцип, заключенный в методе Гордона, может оказаться полезным и в индивидуальных творческих усилиях. Вместо рассмотрения данной проблемы, как таковой, постарайтесь первоначально понять, какой принципиальный вопрос она затрагивает, и попробуйте решить этот вопрос иным методом.

Другой способ индивидуального подхода к техническому приему Гордона -э то начать с какого-либо слова, знака или символа, связанного с определенной проблемой, и пусть одна проблема подталкивает другую. И так до тех пор, пока не появится конструктивная идея. Это просто свободный, ничем не связанный полет мыслей. Сознательно или не сознательно, но этот способ широко применяется для придумывания лозунгов, провозглашаемых компанией, названий фабричных марок, пропагандистских брошюр и деятельности компании и тому подобное.

При повторном рассмотрении многие из ваших идей могут показаться бесполезными. Не отбрасывайте их. Просматривая их вновь через некоторое время, вы сможете натолкнуться на решение нужной вам проблемы.

Читать далее: Развитие творческих способностей