Разделы



Развитие творческих способностей

Материалы этой части в первую очередь следует использовать для групп, работающих над решением какой-либо проблемы.

ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Синектика определяет творческий процесс как умственную деятельность в постановке и решении проблемных ситуаций, где результатом являются художественные или технические изобретения. Операционные механизмы синектики - это конкретные психологические факторы, которые поддерживают и способствуют творческому процессу. Механизмы синектики предназначены побуждать соответствующие психологические состояния и, следовательно, способствуют творческой деятельности.

Механизмы синектики увеличивают вероятность успеха, когда необходимо творчество. Они увлекают человека в психологические состояния. Синектический проце сс вкл ючает:

•         превращение неизвестного в известное;

•         превращение известного в неизвестное.

Превращение неизвестного в известное. В любой ситуации постановки и решения проблемы главной обязанностью человека является понимание этой проблемы. Это аналитическая фаза, где разветвление и основные моменты проблемы должны быть измерены. Однако если принимать только этот аналитический шаг, невозможно никакое новое решение. Чтобы начать работу по проблеме, нужно сделать конкретные предположения, хотя в процессе постановки и решения проблема может измениться. Это способность мозга, когда перед ним возникает проблема, пытаться превратить неизвестное в известное путем анализа. Мозг сравнивает данное неизвестное с ранее знакомым и превращает неизвестное в известное. Главная опасность, типичная трудность в этой ситуации заключается в том, что можно так погрузиться в анализ и детали, что они становятся сами целью, ведущей в никуда. Процесс превращения неизвестного в известное , если используется в чистом виде, может привести к поверхностным решениям, но новизна требует свежей точки зрения, нового подхода к проблеме.

Превращение известного в неизвестное. Превратить известное в неизвестное • значит исказить, перевернуть или перенести будничное видение или ответную реакцию, которые переносят мир на знакомое безопасное место. Это сознательная попытка достичь новый взгляд на старый мир, людей, идеи, чувства и вещи. В знакомом мире предметы всегда стоят на ногах, ребенок, нагибаясь и смотря на мир между ног, экспериментирует, делая известное неизвестным.

Механизмы превращения известного в неизвестное - не сочетание трюков для достижения поверхностной новизны. Они выработаны и используются в нескольких группах синектики как систематический способ решения актуальных изобретательских проблем.

Синектика выделяет четыре механизма для превращения известного в неизвестное, каждое имеет метаморфический характер:

1. Личная аналогия;

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от рассмотрения проблемы так, как она раньше анализировалась. Химик делает проблему знакомой себе через уравнения, сочетающие молекулы и математику. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, может лично отождествить себя с молекулами в действии. Он становится одной из молекул. Он позволяет молекулярным силам толкать себя и тянуть. Он остается человеком, но действует так, как будто он молекула. На некоторое время жесткие формулы не работают, и он чувствует, что происходит с молекулой.

п»ї

Механизм личной аналогии легко понятен после разъяснения техники семантики. Однако применение требует потери самого себя. Некоторые люди так обычно привязаны к жесткому внутреннему контролю и рациональному поведению, что любое альтернативное поведение служит поводом беспокойства. Чтобы вызвать этот механизм, "учитель" приводит пример личной аналогии так, что новичок теряет страх потери контроля над собой. Новичку нужно увидеть, что происходит с кем-то другим сначала. Затем, колеблясь, и, наконец, с полным доверием новичок начнет сам пользоваться этим механизмом.

2. Прямая аналогия;

Этот механизм описывает актуальное сравнение параллельных фактов, знаний или технологий. Для успешного применения механизма прямой аналогии важно разнообразие образования среди членов группы, благодаря чему появляется множество примеров. Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Многие изобретения были основаны на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. Особо следует выделить биологию, так как огромное количество изобретений появились ввиду природных явлений или организмов. Этот механизм с успехом применяли в своих работах Энштейн , Белл, Бруннел , Гельмгольц.

Область аналогии и символизм были приняты синектикой . Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому отлично сделанные прогнозы Форекс могут сделать тебя донельзя богатым.

3. Символическая аналогия;

Этот механизм отличается от принципа идентификации личной аналогии тем, что символическая аналогия пользуется объективными и безличными образами для описания проблемы. Это сжатое описание функции или элементов проблемы, как видит ее человек. В процессе превращения проблемы в известное для себя химик пользуется количественными данными. Когда он употребляет механизм символической аналогии, он видит проблему качественно со сжатой внезапностью поэтической фразы. Главная разница между символической аналогией и другими механизмами является количественной. В личной аналогии процесс идентификации занимает долгое время, пока не будут выражены все тонкости. Символическая аналогия не требует много времени. Однажды найденная, высказанная по ассоциации, она уже есть в полном виде!

п»ї

Применение механизмов аналогии может быть изучено не абстрактно, а через практику. Их сначала применяют с опасением, но, когда человек видит, что он работает, вырабатывая богатые предложения, которые ведут к основному решению, даже осторожный человек имеет желание пользоваться такими механизмами во все возрастающей степени.

4. Аналогия воображения (фантазии).

Синектика принимает теорию выполнения желания З. Фрейда в искусстве, но в технике использует ее операционно .

Пример   использования   всех   механизмов   синектики    на   практике   (обсуждение

проблемы внутри деловой группы):

необходимо придумать влагонепроницаемую застежку для космических костюмов.

*       А: Можно использовать натренированных насекомых.

*       Б :   Вы имеете ввиду научить насекомых закрывать и открывать по приказу?

*       В: Два ряда насекомых, один - по одну сторону, другой - по другую. По приказу берутся за лапки, за ноги или за челюсти.

*       В : Я чувствую себя Насекомым (личная аналогия).

*       Г:  Надо, чтобы насекомое двигалось взад-вперед по застежке.

*       Д: Паук мог бы сплести нить и сшить ее (прямая аналогия).

*       Б : Паук плетет нить и передает ее блохе, а она заскакивает в отверстия и выскакивает, закрывая их.

*       Г:  Насекомым придется тянуть стальной провод (символическая аналогия).

*       В : Мне представляется это так: насекомое тянет нить через отверстия. Это можно сделать механически. Это же насекомое тянет и скручивает пружину. Но это слишком долго.

*       Б :   Не сдавайтесь. Можно по-другому.

*       В: Нужно взять две пружины. Этот провод мог бы соединить оба края, при этом пружины бы соединили проем. Пружины в резине - вот вам и стальные застежки.

Когда предстает проблема, очень полезно представить самое лучшее из всех миров. Вселенную, дающую самый удовлетворяющий возможный вариант, ведущий к самому изящному решению из всех возможных решений.

Аналогия воображения особенно эффективна, если она используется в процессе превращения знакомого в неизвестное. Этот механизм является отличным мостиком между постановкой проблемы и решением ее. Еще причина использования аналогии фантазии заключается в том, что она ведет к использованию других механизмов. В примере группа синектики идет от аналогии воображения к личной аналогии и так далее.

Изобретатель техники заслуживает и должен дать себе такую же свободу, как изобретатель в искусстве. Он должен упражнять способность воображать лучшее решение проблемы, хотя бы временно пренебречь законами, которые ведут к решению. Только так он может сконструировать образ идеала.

Механизмы аналогии - это психологические средства, которые каждый испытал сознательно в большей или меньшей степени. Поэтому можно их использовать, при этом человек даже не осознает, что это делается с целью. Он чувствует, что его природный потенциал растет, его сопротивление сокращается.

Без наличия этих механизмов попытка постановки проблемы и решения не будет успешной. Механизмы нужно рассматривать как специфические и воспроизводимые умственные процессы, инструменты для ведения творческого процесса, поддержания и возобновления этого движения. Существуют романтические и популярные предрассудки против механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно стремится к этой самой механизации. Механизмы по определению допускают сознательное и преднамеренное использование как первоначальное средство. В дополнение, через практику они становятся привычными как способ видения и действия.

Хотя механизмы просты в понимании, их применение требует выхода большой энергии. Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, но эта техника позволяет людям работать плодотворнее.


Читать далее: Власть,л идерство , влияние