Разделы



Общение

Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы.

Функции общения. Наиболее очевидной является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая) сторона общения. Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика общения в том, что это средство взаимодействия психических миров различных людей. Отсюда ясна роль общения в достижении максимума в развитии психики человека. Через общение мы впускаем в свой внутренний мир других людей. Вот почему уровень овладения общением практически важен для правильного построения отношений. В целом можно выделить: информационную (получение сведений), познавательную (активный поиск сведений, их "добывание"), управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

Средства общения. Два крупных класса выделяются в средства общения: вербальные и невербальные. Вербальные - это речь в ее разных формах. Невербальные - это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты "к" и "от"), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов и тому подобное). Следует подчеркнуть практическую важность умения "читать" невербальную информацию. Более подробно невербальные средства общения будут разобраны в следующем разделе. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические. Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса, - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу сре дств св оего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и так далее. Кратко вербальное общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Только учтя все эти моменты и еще весь невербальный "аккомпанемент", можно правильно понять и правильно воспринять (выразить) что-либо. Поэтому совсем нередко люди действительно не понимают друг друга, хотя им кажется, что понимают. Очень часто недооценивается роль обстоятельств. Есть такое понятие "безмолвный язык". Речь идет о принятых нормах поведения, относительно которых "исчисляется" смысл сообщения (поведения). Например, в европейской культуре принята дистанция между собеседниками (невербальный фактор) около 70 см, в Испании и латиноамериканских странах - порядка 40 см. При этом в европейской традиции не принято хватать собеседника, хлопать его по бокам, животу и тому подобное, в других странах, напротив, - это норма. Если вы перепутаете эти нормы, то в Европе вас сочтут развязным, самоуверенным нахалом (соответственно все ваши сообщения будут восприниматься в этом ключе), а в Латинской Америке - напыщенным, чопорным и холодным дураком.

п»ї

С детства окружающие люди, предметы, события, принадлежащие к определенной культуре, тысячами невидимых способов вкладывали в человека целую сеть "само собой разумеющихся" стандартных обстоятельств со стандартным смыслом. В разных формах эта сеть обязательно проникает в структуру личности человека: он смотрит на мир и понимает мир, как бы сидя за решеткой стереотипов восприятия и интерпретаций. Это касается не только черт данной культуры, но также и черт семьи, в которой человек вырос. Эти социально - семейные (плюс случайные) стереотипы представляют собой препятствие и одновременно необходимое условие понимания другого человека. Я останавливаюсь на этом несколько дольше, потому что самый практически важный вопрос в общении - это открытость. Открытость не как искренность говорящего, но как способность непредвзято воспринимать другого: быть открытым для того, что он пытается донести.

По "аудитории" общение разделяют на общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, выделяют также анонимное и межгрупповое общение. Анонимное общение - это общение без ясности источника. Понятно, что при диалоге очень большую роль играет личный контакт со всеми психологическими и другими (например, парапсихологическими или экстрасенсорными) взаимовлияниями. В малой группе сохраняется возможность тесного личного контакта с кем-то или со всеми из группы и нечто новое появляется в общении. В большой группе (например, аудитории вуза) личный контакт более ограничен. Опытные лекторы, артисты ощущают настроен ие ау дитории как нечто самостоятельное. На митингах, во время массовых зрелищ на первый план выходят законы "толпы" и появляется новое качество -э моциональный контакт. Опытные политики превосходно манипулируют толпой.

Курсы Forex - это прекрасная для Тебя подготовиться к прибыльной работе на бирже Forex!

Все перечисленные виды общения по типу "аудитории" относятся к непосредственному общению.

Непосредственное общение - это человек - человек (группа) без промежуточных носителей сообщения. Опосредованное общение осуществляется через промежуточные устройства (телевидение, радио, печать и прочее). В непосредственном общении могут быть задействованы все естественные каналы общения. Опосредованное различными устройствами общение ограничивает использование естественных каналов.

Каналы общения. Под каналами общения понимают разное . Прежде всего выделяют каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), соматосенсорный (ощущения своего тела) - он же кинестетический. У каждого человека есть свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств. Из элементов мира для человека другой человек - самая сложная система для восприятия. В психологии выделяют специальную область - восприятие человека человеком (социальная перцепция). В одном из направлений современной психологии эти различия положены в основу классификации людей: визуалы , аудиалы , кинестики . Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и так далее. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки в природе; кинестики -ч ерез состояние своего тела, как бы все эмоционально переживают.

п»ї

Выявив эти особенности, не копируйте собеседника, а приближайте свою манеру к его. Устанавливайте контакт с партнером, используя язык, который он понимает лучше всего. Отвечайте соответственно, оперируя теми же образами.

По логическому основанию выделяют три типа каналов общения: прямой, непрямой и управляемый косвенный. Критерием здесь является намеренное или ненамеренное сообщение чего-то. Прямой канал - это то, что источник сообщает в явном виде. Косвенный канал - это та информация по поводу сообщаемого вам в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдением, чувствованием во все проявления источника. Действительным психологическим основанием этой классификации является доверие или недоверие к источнику. Если вы доверяете источнику, то есть считаете, что он намеренно не сообщит вам ложное, то косвенный канал не используется как контрольный, вы по нему получаете другую, дополнительную информацию. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем: вы читаете его содержание в смысле совпадения или несовпадения с содержанием прямого канала. Очень часто прямое словесное содержание может вступать в противоречие с интонационными, темповыми, ритмическими и другими невербальными характеристиками речи и поведения. Это и есть противоречия прямого и косвенного канала. Например: человек улыбается, а глаза печальные; говорит "я спокоен" и барабанит пальцами по столу; вроде раскован и улыбчив, а стопа ритмически постукивает по полу и тому подобное. Наконец, третий - управляемый косвенный канал, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, излучено вполне намеренно. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и тому подобное, - все это намеренное излучение того, что ваш адресат сочтете за неподдельное, то, что он сам в вас нашел.

Типы общения.

Функционально - ролевое общение - это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник - подчиненный, продавец - покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Под межличностным общением подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения два других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них.

Деловое общение можно легко выделить из функционально - ролевого . Деловое общение - это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы "маски", а самого индивида, и он мобилизуется.

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие - это не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения раппортная . Это общение с односторонним доверием. Например, так доверяет пациент врачу.

Направленность в стиле общения может быть разной:

•         потребность в другом , озабоченность собой (податливый стиль);

•         потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль);

•         сохранение     эмоциональной      дистанции,     независимость,     уединенность (отрешенный стиль);

•         благо и помощь другим (альтруистический );

•         достижение собственной цели (манипуляторский );

•         невмешательство, осторожное влияние (миссионерский );

Кроме того можно выделить следующие стили: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаиваю на своем), приспособление (стараюсь сохранить отношения), избегание (неприятного).

Управление общением может быть по стилю:

•         авторитарным (единоличные решения);

•         демократическим (ориентировано на группу);

•         либеральным (подчинено случайностям).

Фазы общения. Наиболее ответственна фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения -в хождение в контакт. Здесь важна сонастройка , важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность сориентироваться другому. Существуют техники присоединения к партнеру (вплоть до имитации некоторых его особенностей, отслеживания ритма дыхания и так далее). Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта. Дальше идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке темы. Следующий этап - мотивационный зондаж. Цель его - понять мотивы собеседника и его интересы. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождения во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Если темы исчерпаны, или партнер проявляет беспокойство, необходимо завершать общение. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения. Очень важен самый последний момент, последние слова, взгляды, рукопожатия, иногда они могут полностью изменить результат многочасовой беседы.

В деловом общении существуют свои особенности. При любой цели всегда есть задачи:

1.      Оценить человека с деловой точки зрения.

2.      Получить или передать информацию.

3.      Воздействовать на мотивы и решения.

В конечном счете в любой деловой беседе важно наличие конкретных договоренностей, воспринимаемых человеком не как навязанные вами, а как результат собственных убеждений. Оценить партнера с деловой точки зрения - это значит уяснить, сможет ли он выполнить предлагаемую работу и увидеть в перспективе результат; способен ли оценить достигнутый результат; желает ли он выполнять работу, каковы мотивы и есть ли противоречивые тенденции; способен ли он на работу более сложную, связанную с большим уровнем ответственности и свободы... Сколько человек будет заниматься этой работой, сколько времени он затрачивает на другую работу.

В любой деловой беседе надо иметь в виду три аспекта: деловой, личный и динамику, пружину развития беседы.

Умение общаться с людьми. Практика показывает, что эффективно общаться умеют далеко не все люди, более того, далеко не все руководители. И это несмотря на то, что они от 50 до 90 % рабочего времени тратят именно на общение. Проведение совещаний, заседаний, различных бесед, дискуссий, переговоров, выдача и разъяснение заданий подчиненным, отчеты перед начальством и так далее -в се это различные формы делового общения.

Опросы свидетельствуют, что 73 % американских, 60 % английских и 86 % японских менеджеров считают неумение эффективно общаться главным препятствием на пути достижения целей их организациями.

Сложную структуру общения легче понять, если выделить в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения или просто коммуникация - это обмен информацией между людьми. Интерактивная сторона заключается в организации межличностного взаимодействия, выработки его стратегии и тактики. Перцептивная сторона общения раскрывается в процессе восприятия партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

Практически все, что делают менеджеры для достижения организацией поставленных целей, требует постоянного и эффективного обмена информацией. Он встроен во все основные виды управленческой деятельности. По мнению специалистов обмен информацией, в том числе и в процессе непосредственного общения, представляет собой одну из самых сложный проблем в организации. Причем такой обмен происходит только в том случае, если одна сторона дает информацию, а другая воспринимает ее. Чтобы было именно так, необходимо особое внимание уделять коммуникативному процессу, основной целью которого является обеспечение понимания передаваемой информации, смысла сообщений.

Для достижения этой цели нужно умение точно выражать свои мысли и умение слушать. На первый взгляд, умение говорить кажется более важным и сложным, чем умение слушать. И все же, неумение слушать является основной причиной неэффективного общения и наиболее часто приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.

Слушание - активный процесс. Чтобы выяснить, насколько хорошим слушателем вы являетесь, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

•         Легко ли я отвлекаюсь?

•         Не делаю ли я вид, что слушаю? Может быть я слушаю только из вежливости?

•         Реагирую ли я на слова, звучащие эмоционально?

•         Часто ли я перебиваю собеседника?

•         Как я слушаю, если слушать совсем неинтересно?

•         Не предаюсь ли я своим мыслям, если собеседник говорит медленно?

•         Раздражают ли меня ошибки в речи собеседника?

•         Не делаю ли я поспешных выводов?

•         Может я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

Чем больше утвердительных ответов вы дали, тем меньше, по существу, вы слушаете.

Коммуникация - это всегда процесс обмена, и здесь мы как бы обмениваем свое активное внимание на необходимые нам сведения. За эффективность коммуникации несут ответственность оба ее участника. Эффективное слушание предполагает понимание - активное осмысление услышанного, структурирование информации для перевода ее в долговременную память. Если вы или ваш собеседник можете повторить последнюю сказанную другим фразу, то это еще не значит, что слушание было активным. Слушание - активный процесс еще и в том смысле, что оно требует владения определенными приемами, которые существенно повышают эффективность общения.

Я - весь внимание. Такую фразу человек произносит, когда предполагает услышать что-то особенно важное и интересное. Одновременно с этими словами человек безотчетно принимает соответствующую позу - ту, в которой ему удобнее всего слушать, "внимать" говорящему. Как правило, это поворот лица к собеседнику, установление визуального контакта и еще какие-то детали, характерные для данного человека.

Если вы беседуете в многолюдном месте, например, на улице, в цеху, в столовой и тому подобное, разумно отойти в сторону, найти "тихий уголок". Если разговор происходит дома, выключите телевизор или радио. Принимая посетителя в рабочем кабинете, попросите секретаря отвечать на телефонные звонки.

Настройте себя на волну заинтересованности. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего, старайтесь прежде всего понять именно их. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.

Методы слушания. Выделяют два основных метода слушания:

нерефлексивное и рефлексивное. Каждый из них уместен при определенных обстоятельствах.

Нерефлексивное слушание предлагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Следовательно, чтобы овладеть нерефлексивным слушанием, надо учиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушающему лучше понять смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.

В качестве примера можно привести два варианта диалога между руководителем и подчиненным.

*       П. Почему всегда я? Это вообще не моя обязанность. Это переходит все границы. У меня и так слишком много работы.

*       Р. Ну, почему вы всегда жалуетесь, а?

*       П. Но это же несправедливо. Мне всегда приходится выполнять какие-нибудь особые задания.

*       Р. Хорошо - хорошо. Все знают, что вы вечно перегружены. Идите и работайте.

Подобные эмоциональные реплики могут привести к конфликту, хотя участники разговора и не хотят портить отношения. Отвечая саркастическими замечаниями на высказывания сотрудника, руководитель не делает попыток понять истинные причины его бурных возражений. Руководитель заставляет подчиненного замолчать, так как скорее всего воспринимает его протест как вызов своему авторитету.

Представим себе другого руководителя, который понимает, что в данной ситуации сотруднику необходимо выплеснуть свои чувства и применяет приемы нерефлексивного слушания.

*       П. Почему всегда я? Это вообще не моя обязанность. Это переходит все границы. У меня и так слишком много работы.

*       Р. Да..?

*       П. Но это же несправедливо. Мне всегда приходится выполнять какие-нибудь особые задания.

*       Р. Как так?

*       П. Вам ведь известно, что мы были вынуждены послать трех сотрудников на приемочные испытания. Это создало всему отделу дополнительные трудности. И сегодня, и всю эту неделю я буду работать до позднего вечера. Поэтому я боюсь, что никак не смогу справиться еще с одним заданием.

*       Р. Да-да... Понимаю вас...

Использование руководителем приема нерефлексивного слушания в начале разговора помогает выявить причины протеста сотрудника. Он добросовестный и ответственный работник. Его возражения против дополнительного задания вызваны не нежеланием работать и не тем, что он ставит под сомнение право руководителя отдавать распоряжения. Просто он действительно перегружен делами, а руководитель мог этого и не знать.

Слушание без комментариев дает возможность сотруднику высказаться, а руководителю понять, в чем дело. Вне зависимости от того, какое решение примет руководитель относительно нового задания, собеседники могут лучше понять друг друга.

Краткие, нейтральные, не несущие информации реплики руководителя поддерживают беседу, побуждая сотрудника высказываться. Они демонстрируют заинтересованность и стремление к пониманию. В качестве нейтральных высказываний могут быть использованы , например, следующие:

•         Да?

•         Продолжайте, продолжайте...

•         Это интересно.

•         Хотелось бы поподробнее.

•         Понимаю ...

Здесь необходимо обратить внимание на то, что реплики должны быть нейтральными по содержанию и доброжелательными по выражению, интонации. Если в голосе, тоне сквозят ирония, раздражение, враждебность, подобные ремарки будут восприниматься собеседником совершенно иначе и, скорее всего, приведут не к взаимопониманию, а к прекращению разговора или конфликту.

Нерефлексивное слушание целесообразно применять в следующих ситуациях:

1.      Собеседник горит желанием выразить свое отношение к чему-то, хочет высказать свою точку зрения.

2.      Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Обычно это происходит, если человек обеспокоен, обижен чем-то или испытывает другие отрицательные эмоции.

3.      Собеседнику трудно выразить, облечь в слова то, что его волнует, о чем он хочет рассказать.

4.      Приемы нерефлексивного слушания оказываются полезными при беседах с застенчивыми, неуверенными в себе людьми.

5.      Эффективно нерефлексивное слушание во время собеседования при приеме на работу, когда о претенденте хотят узнать как можно больше.

6.      Это также полезно при деловых и коммерческих переговорах, когда краткий диалог должен обеспечить точное взаимопонимание.

Минимальное вмешательство в речь собеседника помогает опытному слушателю лучше понять говорящего - его истинные чувства, цели и намерения. А собеседнику эти приемы показывают, что им действительно интересуются.

При рефлексивном слушании устанавливается активная обратная связь с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажения информации в процессе обмена, точнее понять смысл, содержание высказываний. Специалисты в области общения выделяют 4 основных приема рефлексивного слушания, которые обычно применяются комплексно:

1.    Выяснение. Это прямое обращение к говорящему . Оно помогает сделать
сообщение более понятным. Приведу несколько ключевых фраз, используемых
при выяснении:

•         Не повторите ли вы еще раз?

•         Я не понимаю, что вы имеете ввиду ?

•         Я не понял.

•         Не объясните ли вы это?

•         Поясните пожалуйста.

 

2.      Перефразирование. Цель перефразирования - собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.

3.      Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний.

4.      Резюмирование . Резюмирующие высказывания подытоживают основные мысли и чувства говорящего. Этот прием целесообразно применять при продолжительных беседах.

Здесь хотелось бы привести классификацию "абстрактных типов" собеседников. Абстрактный собеседник - это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

1.      Вздорный человек, "нигилист". Такой человек часто выходит за рамки деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

2.      Позитивный человек. Самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

3.      Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова.

4.      Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимание на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

5.      Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.

6.      Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7.      Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее "проспал" всю беседу.

8.      Важная птица. Такой собеседник не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

9.      Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы.

Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и так далее.

В заключение этого раздела лекции хотелось бы сказать несколько слов об ораторском искусстве - умении убеждать словом в любой аудитории. Самым молодым видом ораторского искусства является деловой, который возник в XIX веке.

Целью выступления всегда является формирование убеждений у слушателей. Необходимо добиться того, чтобы эти убеждения стали основой поступков. Убеждение - это сложный процесс, соединяющий мировоззрение и поступки человека. Необходима убежденность оратора, чтобы вызвать адекватную реакцию у слушателей, сделать их союзниками и соратниками.

Часто основой выступления делают передачу информации, и в этом случае устное выступление превращается в способ трансляции, опускается на репродуктивный уровень. Цель выступления не передача содержания, а его осмысление, организация которого зависит от конкретной аудитории; ситуации и содержания, которое реализуется в выступлении опосредованно.

Незнание основ психологии не позволяет многим ораторам дойти до человека, до его души. Важно умение перестроить стиль выступления и в какой-то степени содержательную часть в зависимости от реакции слушателей. Но нельзя забывать, что выступление, основанное только на внушении, может привести к слепой вере и некритическому восприятию информации. Внушение всегда предполагает неосознанное восприятие. Убеждение же имеет целью формирование установок на основе осознанного восприятия информации. Чтобы добиться такого результата, выступающий сам должен как бы заново осмыслить излагаемый материал вместе со слушателями.

Необходимо знать, готовы ли слушатели к процессу взаимодействия. Нередко в деловых встречах участвуют незнакомые люди, имеющие свои интересы, что усложняет задачу выступающего. Нужно понять аудиторию, выявить лидеров, разобраться, союзники они или нет. Лидер усиливает влияние на слушателей, так как находится среди них, а выступающий как бы противостоит. Среди слушателей, незаинтересованных или противостоящих данной цели, может найтись человек, отвлекающий слушателей на себя, нарушающий контакт с выступающим . Таких необходимо заставить слушаться. Выступающий сам создает аудиторию.

Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через интонацию. Одни и то есть же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими "волнами" (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию.

Кроме того, следует выделить несколько советов, которые актуальны для деловых переговоров, бесед или выступлений:

•         Проявляйте уверенность, но не самоуверенность. Для этого необходимо владеть материалом с большим запасом.

•         Старайтесь выглядеть опрятно и изящно. Это повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе и вызывает уважение слушателей.

•         Улыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

•         Соберите слушателей вместе, не стойте на возвышении, сделайте выступление неформальным, превратив его в беседу. Не становитесь за какими-либо предметами.

Из рекомендуемых обобщенных планов выступлений для делового общения больше всего подходит следующий :

•         изложение фактов (краткое освещение ситуации);

•         высказывание соображений, вытекающих из них, или конкретных соображений по существу;

•         приглашение к сотрудничеству или действиям.

Читать далее: Язык телодвижений