Разделы



Психологический аспект кадровой службы

Оценка работника как личности

Человеческий фактор ~ это понятие, обозначающее функцию человека в обществе и исследуемое различными общественными науками. Человеческий фактор - это люди, труженики предприятий и учреждений, объединенные для совместной деятельности, в структурном плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

Психологический аспект человеческого фактора включает внутренние силы поведения, побуждающие людей к высокой активности, приводящие в движение их творческие потенциалы. Управление человеческим фактором требует согласования управленческих воздействий с психологическими закономерностями поведения людей.

Психологический уровень управления имеет отношение к таким компонентам человеческого фактора, как личность, рабочая группа, трудовой коллектив, Руководитель находится в психологической реальности трудового коллектива и управляет работниками с учетом психологических закономерностей поведения людей. Пренебрежение указанными закономерностями, как это было в период застоя, приводит к возникновению психологических конфликтов, вызывающих текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, снижение производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Управление трудовым коллективом на психологическом уровне дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной трудовой деятельности, позволяет ему полнее использовать скрытые резервы коллектива.

Главный объект управления - личность. Свойство быть личностью присуще человеку как социальному существу. Признаки личности выявляются не только при сопоставлении понятий личность и человек. В этот процесс включаются еще понятия индивид и индивидуальность.

Понятие человек употребляется для подчеркивания субъекта деятельности. Человек понимается как живое существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Это родовое понятие. Конкретный человек как представитель определенной группы людей обозначается видовым понятием индивид. Когда же характеризуется неповторимость существенных признаков индивида, то употребляется слово индивидуальность.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему компетентно составленные прогнозы Forex могут сделать Тебя весьма состоятельным.

Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека. Индивидуальность также включает телесные и психологические особенности, как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза.

Все это предполагает выделять в личности три основных структурных компонента и представлять личность как единство:

1)      социальных преобразований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с другими людьми;

п»ї

2)   индивидуально-психологических особенностей и свойств;

3)   биологических структур.

Личность - явление социальное. Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей.

Чтобы понять человека как личность, а следовательно, и управлять им, нужно составить картину его особого взгляда на мир. Такая картина формируется в эталонной группе: в семье, среди коллег по работе и учебе, в кругу друзей, под влиянием родственников и даже товарищей по увлечениям. У каждого человека есть 5-6 эталонных групп, оказывающих большое влияние на его поведение. Человек формирует свою картину мира в общении с другими,

Социальная роль - это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Различают ожидания, обращенные к субъекту, обязанности и ожидания, обращенные к другим, - права. Таким образом, ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей.

Хотя личность и ее социальный статус - это единое целое, тем не менее, выделяется и то, и другое. Когда мы говорим о личности, то в первую очередь задаем себе вопрос: что она собой представляет? Если же речь идет о статусе работника, то преследуется цель определить ценность этой личности во мнении других. В связи с этим социальный статус органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает работнику уважение, престиж, репутацию. Все это оказывает влияние на формирование у работника его личной определенности, что включает различные виды побуждений: потребности, интересы, идеалы, установки. Главным здесь выступают потребности. В процессе целеустремленного управленческого воздействия вполне возможно повлиять на всю систему потребностей личности, а через потребности - на ее интересы, идеалы, установки и, конечно, на характер.

Характер - одна из главнейших психологических черт личности. Это совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям и самому себе. Таким образом, воздействие на характер подчиненного выражается в упорядочении его отношений и воздействий на эти отношения. При этом следует иметь в виду полярность характерологических отношений: принципиальность - беспринципность; тактичность - бестактность; организованность - неорганизованность; трудолюбие -леность; аккуратность - неряшливость; жадность - расточительность и т.д.

Руководитель, вычленяя черты характера подчиненного, может сделать для себя немало полезных выводов. Ведь эти черты не случайны. Они вытекают из конкретных условий, а поэтому достаточно полно характеризуют интересующую руководителя личность. Определенному типу характера часто соответствует определенный темперамент. Оценка людей по свойствам темперамента дает руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения эффективности управленческой деятельности. При этом следует опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше всего противопоставлять активность, а эмоциональность и печаль меланхолика можно нейтрализовать неподдельной оптимистичностью.

п»ї

Психологами замечено, что меланхолики, когда им нужно подготовить какие-


либо справки, тратят много времени на составление черновиков, их проверку и исправление, сангвиники, наоборот, пишут часто черновики сокращенно или вовсе их не делают; холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки; флегматики могут не заметить течения времени и запоздать с завершением задания и т.д. Все это нацеливает руководителя на учет своих подчиненных, т.е. на индивидуальный подход. Необходимость этого диктуется также тем, что в силу наследственной предрасположенности, развития и воспитания все люди обладают определенным набором общих и специальных способностей.

Способности - это психофизиологические свойства личности, от которых зависят динамика приобретения знаний, умений и навыков, успешность выполнения определенной деятельности. Обычно в системе приобретения опыта любой человек может овладеть необходимым минимумом знаний, умений и навыков. Однако при равных внешних условиях разные люди будут овладевать ими с разным темпом.

Читать далее: Межличностные отношения в трудовом коллективе