Разделы



Межличностные отношения в трудовом коллективе

Трудовой коллектив, представляющий собой специфическое социально-психологическое образование, наполнен системой межличностных отношений, проявляющихся в виде групповой активности. Межличностные отношения трудового коллектива, опосредованные целями и задачами, стоящими перед хозяйственным подразделением. Каждый отдельный человек ориентирован на вполне определенную систему ценностей, т.е. у каждого есть своя ценностная ориентация. Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива. Если коллектив обладает этим единством, которое складывается в полезной совместной деятельности, то и профессиональные межличностные отношения членов коллектива будут упорядочены. В таких условиях люди, вовлеченные в процесс решения групповых задач, все свои внутренние проблемы ставят на второй план: в ходе активной работы почти не остается места для личных переживаний.

Исследования психологов показывают, что феномен ценностно-ориентационного единства присущ всем трудовым коллективам нашего общества. Отсюда понятно: чтобы успешно управлять межличностными отношениями трудового коллектива, нужно знать уровень его ценностно-ориентационного единства. Ниже приведен один из вариантов упражнений для выявления уровня ценностно-ориентационного единства.

Например, из списка, состоящего из 24 качеств, выбрать только 5, которые необходимы каждому работнику производственной группы:

1.  Постоянство

2.  Выдержка

3.  Свобода действий

4.  Общительность

5.  Исполнительность

6.  Переменчивость

7.  Чувствительность

8.  Знание своих возможностей

9.  Соблюдение семейных традиций

 

10.  Склонность к воображению

11.  Самомнение

12.  Мастерство

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему профессионально воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать тебя сильно богатым.

13.  Бережливость

14.  Организованность

15.  Изворотливость

16.  Инициативность

17.  Целеустремленность

18.  Настойчивость

19.  Умение слушать собеседника

20.  Искренность

21.  Самостоятельность

22.  Эрудированность

23.  Стремление к успеху

24.  Деловитость

Затем подготовленный список качеств раздать всем работникам группы и попросить каждого выбрать 5 качеств, которые, по его мнению, являются самыми важными.

Далее выявить уровень ценностно-ориентационного единства коллектива, устанавливающийся по формуле

п»ї

где n - сумма выборок приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение;

m - сумма выборок приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе минимальное предпочтение;

N - общее число выборов сделанных членами данной группы.

Согласно формуле, если все без исключения члены коллектива выберут одни и те же качества личности, то общее количество выборок, приходящихся на соответствующие пять качеств, фактически окажется равным сумме всех выборок, сделанных членами коллектива, т.е. n станет равным N , а m - нулю; вся формула обратится в единицу. В результате получим показатель, равный 100 %, что свидетельствует о совпадении мнений группы по ценностным факторам.

Низкий уровень ценностно-ориентационного единства коллектива служит показателем несогласованности мнений и является настораживающим, так как это значит, что в межличностном общении коллектива имеются какие-то сбои. Если, несмотря на предпринимаемые усилия по активизации совместной деятельности работников в решении стоящих перед подразделением задач, улучшений в межличностных отношениях не наступает, то есть основания предполагать, что в коллективе развились негативные тенденции на уровне неформальных групп.

Каждый трудовой коллектив кроме формальной структуры объединяет ряд неформальных социально-психологических образований (микрогрупп), формирующихся на основе самых различных психологических факторов, но главным образом на базе симпатии - антипатии.

Неформальные группы в коллективе возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают на основе предписаний и указаний руководителя в деловые контакты. Наряду с этим они вступают и в неофициальные контакты друг с другом.

Неформальные группы создаются вне компетенции руководства. Администрация не может сделать так, чтобы такие группы не создавались. Законы общения, ставящие под свое начало активность людей, игнорируют волю руководителей. Такие законы всеобщи, они дают о себе знать в любых коллективах.

Неформальная структура трудового коллектива характеризуется наличием в каждой образовавшейся группе своего лидера. Лидерство в малых группах вытекает из психологических тенденций группы формироваться вокруг определенного социально-психологического    ядра.    Таковым    в    неформальных    структурах оказывается неформальный лидер, который чем-то превосходит остальных членов группы.

Неформальные группы возникают во всех подразделениях. Сам руководитель, так же как и любой член коллектива, входит в определенного типа неформальные структуры. Это могут быть малые группы межличностного взаимодействия, но также и эталонные, или референтные, группы (семья, родственники, друзья, партнеры по увлечениям, коллеги), мнения и взгляды членов которых имеют решающее значение для человека, входящего в них.

Управление межличностными отношениями эталонных групп в трудовом коллективе со стороны руководителя имеет свои особенности. Оно исходит из тщательного учета психологии всех членов эталонной группы и складывается из системы воздействий на личность работника с учетом реакций на это воздействие со стороны членов группы.

 

Читать далее: