Разделы



Уровень — линия опоры

...Цены, как и все в этом мире, движутся по линии наимень шего сопротивления. Они делают то, что легче, а значит, растут, когда меньше сопротивление росту, чем сниже нию, — и наоборот.

Эдвин Лефевр. Воспоминания биржевого спекулянта

Прежде чем перейти к собственно техническому анализу, рассмотрим один из стержневых вопросов трейдинга — знание об уровнях цен и объемов.

Уровни сопротивления, поддержки и жизни

Да, цены, как и большинство природных явлений (если не все), движутся по пути наименьшего сопротивления. Пусть даже этот путь и не является оптимальным. Экономия энергии — вот что предопределяет именно такой их путь. Цены, как и каждый из нас, стремятся выбирать наиболее экономные действия, приводящие к известному результату (в обыденности такой образ жизни зачастую называют ленью) . И с этой точки зрения они стремятся к оптимальности, хотя время или путь могут значительно отклоняться от оптимальной величины.

Уровнями в техническом анализе называют ключевые цифровые значе ния цен или объемов. Обычно рассматривают два вида уровней: сопротивле ния ( resistance ) и поддержки ( support ). Однако я выделю еще один, третий тип уровней — так называемый, уровень жизни ( life level ), который обладает свои ми собственными чертами, что позволяет выделить его в отдельный вид.

Прежде чем мы будем рассматривать отдельно каждый из трех ос новных типов уровней, проанализируем рынок со стороны объемов. Обычно рынок представляется графиком с двумя осями: осью времени и осью цены. Под осью цены иногда еще рисуют ось объемов, где отображают динамику объемов сделок. На чарте профиля рынка представляется еще одна сторона рынка — объемная, где двумя осями являются ось цены и ось объема. Таким образом, можно говорить о, как минимум, трехмерном изображении рынка с осями цены, времени, объема. Это очень важный взгляд на рынок, если помнить о том, что рынок стре мится к максимизации объемов.

Каждая грань приведенной на рисунке 4.1 трехмерной модели отража ет одну из сторон данных о рынке. В связи с этим здесь уместно рассказать старую притчу о трех слепых.

Трое слепых, каждый со своей стороны, подошли к невидимому для них предмету и попытались объяснить, что они нащупали. Как это на первый взгляд ни странно, результаты получились совершенно разными. Первый слепой сказал, что перед ним шланг, второй — столб, а третий — стена. На самом же деле предмет, стоявший перед ними, был слоном.

Так и при анализе рынка мы напоминаем слепых, ощупывающих каждый свою сторону и не имеющих представления о предмете исследования в целом. Я не утверждаю, что трехмерная модель рынка является всеобъ емлющим его описанием. Однако это намного лучше традиционного дву-


мерного анализа рынка и дает возможность получить более объективную оценку рынка. Превалирование в современном анализе односторонних подходов, не дающих возможности обозреть предмет со всех сторон, при водит к соответствующим результатам — неизбежным ошибкам инвес торов, аналитиков и трейдеров.

п»ї

Цена, объем и время завязаны между собой в один узел правил и ока зывают друг на друга настолько сильное влияние, что его можно заметить даже невооруженным взглядом. Предметом изучения классического технического анализа в подавляющем большинстве случаев является только одна сторона модели — плоскость А (ценахвремя). Однако это ущерб ный подход, так как зачастую соотношение ценах время является резуль тирующим, вторичным к объемам. Таким образом, принимаемые на ос новании исследования только плоскости А суждения и мнения могут быть ошибочными, а прогнозирование будущей динамики цены или принятие решений об инвестировании — убыточным. Хорошо дополняющими пер вую сторону модели являются другие плоскости — В и С, связанные с объе мом (времяхобъем и ценахобъем).

Основная причина появления уровней цен кроется, по моему глубокому убеждению, в соотношении между спросом и предложением. Из экономической теории мы знаем о наличии кривых спроса и предложения, изобра женных относительно друг друга на осях цены и объема на рисунке 4.2.

Как можно увидеть, с увеличением цены спрос на товар падает, а пред ложение растет, и наоборот, с уменьшением цены спрос на товар растет, а предложение падает. Это правило имеет вполне логичное житейское объяс нение, которое не всегда срабатывает. Так, зачастую люди покупают това ры только потому, что цена на них растет. Одним из примеров этого явля ется лихорадочное стремление людей избавиться от денег в периоды ги перинфляции, т.е. стремительного роста цен. Другим примером является покупка по правилу дорогое — значит, хорошее, эксплуатирующее пси-


Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно составленные прогнозы Forex могут сделать вас в высшей степени денежным.

хологическую слабость человека. Коллекционирование предметов стари ны, искусства, а также приобретение вещей звезд основаны на ожидании постоянного роста цен. Следование людей за тенденциями являет собой еще один пример покупки, несмотря на рост цены, и продажи, несмотря на падение цены.

Объемы сделок, формируемые за некоторый ограниченный период вре мени, вполне естественно не могут превысить минимальные объемы спроса или предложения в зависимости от того, какие объемы из них меньше. Таким образом формируется пирамидальная структура объемов сделок на рынке, представленная на рисунке 4.2 в виде серой области.

Если рассмотреть срез рынка на отдельный момент времени, то в рав новесном состоянии соотношение объемов спроса и предложения будет выглядеть так, как это показано на рисунке 4.3.

п»ї

Уровень сопротивления ( resistance ) — локально-максимальная цена. Если вы соедините локальные максимумы цен, то проведенная таким образом линия будет называться линией сопротивления (рис. 4.4).


Возникновение данного уровня обычно объясняется нежеланием или неспособностью покупателей подниматься выше определенной цены, ког да объемы спроса на исследуемый товар снижаются практически до нуля. В этот же момент объемы предложения резко возрастают, что усиливает сопротивление цен дальнейшему росту.

Дополнительным объяснением наличия и важности линии сопротив ления (а также линии поддержки) является память людей. Так, каждый трейдер помнит о неких ключевых ценах, при достижении которых цена отталкивалась и шла в обратную сторону. Например, если речь идет о ло кальном максимуме, то при повторном достижении этой цены трейдер с большой долей вероятности предпочтет на этом уровне производить про дажу. Таким образом, появляется уровень психологического сопротивления дальнейшему росту цены. То же самое с точностью до наоборот про исходит при снижении цены до предыдущего локального минимума, ког да возникает психологический уровень поддержки.

Именно с точки зрения психологии можно объяснить появление уров ней на круглых числах: 1,10,12, 100, 105 и т.п. Практически любому, даже неискушенному в хитросплетениях рынка человеку (например, бухгалтеру или менеджеру) легко запомнить круглые числа. Более того, иногда с целью удобства дробные числа округляются.

В своей книге Воспоминания биржевого спекулянта Эдвин Лефевр справедливо заметил: .. .когда котировки впервые пересекают границу в 100,200 или 300 пунктов, они после этого почти обязательно подскакива ют вверх еще на тридцать или пятьдесят пунктов.


Уровень поддержки ( support ) — локально-минимальная цена. В отли чие от уровня сопротивления уровень поддержки определяется минималь ными ценами. Так, если вы соедините локальные минимумы цен, прове денная таким образом линия будет являться линией поддержки (рис. 4.6).

Возникновение уровня поддержки можно объяснить нежеланием или неспособностью продавцов опускаться ниже определенной цены, когда объемы предложения на исследуемый товар снижаются практически до нуля.

Уровень жизни ( life level 1 ) — средняя цена с максимальными объемами сде лок, к которой стремится рынок. Этот тип уровней является одновременно локальным уровнем поддержки и сопротивления, которые цена в течение срав нительно короткого промежутка времени может проходить по нескольку раз.

Уровень жизни с точки зрения теории хаоса — это аттрактор, та цена, к которой рынок стремится прийти в течение относительно длительного периода времени. Расстояние между уровнями сопротивления и поддер жки может являться с точки зрения теории хаоса фазовым пространством.

Прежде чем перейти к рассмотрению собственно уровня жизни, еще раз определимся с объектом анализа и прогноза. Если мы скажем, что это цена, то будем относительно правы. Однако не стоит думать, что цена то вара это то, что видно на мониторе или написано в газете. Понятие цены является гораздо более глубоким. В экономической литературе мы можем встретить большую массу определений цены, причем многие из них по- своему истинны. Современная экономическая теория признает, что суще ствуют рыночная цена и внутренняя стоимость товара. Последняя в разных источниках называется справедливой, объективной, истинной и т.п. Общим у всех этих названий является тот факт, что данная цена не зави сит от нашего мнения о ней и существует независимо от человека. Краси вое и точное определение рыночной цены товара дал известный амери канский предприниматель Харви Маккей в книге Как уцелеть среди акул: Дело не в том, СКОЛЬКО это стоит. Дело в том, сколько за это ГОТОВЫ ЗАПЛАТИТЬ.

Таким образом, нам важно знать не только объективную цену товара, но и мнение рынка о ней (т.е. рыночную цену и все, что с ней связано). Анализ модели время—цена—объем призван определить как первый, так и второй момент, получив более реальное основание для соверше ния сделок.

Краеугольным камнем стратегических инвестиционных решений является определение объективной (справедливой и т.п.) цены. Вы будете покупать (со спекулятивной, а не с потребительской точки зрения) ка кой-либо товар только в том случае, если будете считать, что он недооце нен. То есть рыночная цена ниже справедливой цены. Аналогично, если вы оценили стоимость товара как завышенную (рыночная цена выше справедливой), то это будет поддерживать ваше желание продать. Одна ко это теория принятия решений, которая не всегда напрямую зависит от качества анализа. А происходит это по причине практически посто янного рассогласования рыночной цены со справедливой. Эти цены иног да стремятся друг к другу, а иногда расходятся, совпадая лишь в редкие моменты (рис. 4.8).

Так как рыночная цена находится под воздействием не только фунда ментальных факторов, но и психологического состояния рынка, то неиз бежно ее отклонение от объективной цены. Первая является продуктом человеческой деятельности, образующимся во взаимодействии совершен но разных людей. Однако всегда, словно под воздействием магнита, ры ночная цена возвращается к справедливой, впрочем, впоследствии вновь

отклоняясь. Здесь мы получаем объяснение, почему фундаментальный ана лиз редко оказывается прав на коротком промежутке времени, а техни ческий — на долгосрочном периоде. Анализ с использованием объемов помогает прогнозировать динамику цен на всех промежутках времени — от кратко- до долгосрочного.

На рисунке 4.9 видно, что график объемов сделок по отношению к цене сделок имеет вид распределения, похожего на нормальное. Однако на прак тике оно зачастую только стремится к нормальному.

Во-вторых, чем товар дешевле, тем меньше желающих его продать. Объемы сделок падают и в первом и во втором случае. Граничные значения пирамиды являются уровнями сопротивления и поддержки. Вершина пирамиды, которая соответствует уровню жизни, является одновременно и уровнем сопротивления и уровнем поддержки. При этом уровни сопротивления и поддержки у края распределения являются проходными или отталкиваю щими, а в центре — естественными.

Зачастую на крайних границах распределения, соответствующих уров ням сопротивления и поддержки, можно наблюдать пиковые объемы сде лок (рис. 4.10). Это объясняется значительным интересом участников рын ка к указанным ценам, что обычно претворяется в постановку на этих уров нях большого количества ордеров на покупку (на уровне поддержки) или продажу (на уровне сопротивления).

С рыночной точки зрения пиковые объемы зачастую отражают противостояние инсайдеров ( insider ) против аутсайдеров ( outsider ). Первые обладают намного более качественной информацией и гораздо раньше, чем аутсайдеры, т.е. рыночная публика. Свое преимущество инсайдеры как раз и реализуют в том, что большие объемы сделок проводят по наи лучшим, по их мнению, ценам. Подобные сделки заключаются в том чис ле с целью влияния на рынок, что очень часто используется на валютном рынке центральными банками.

Против инсайдерской торговли борются специально создаваемые органы государственного контроля, хотя до сих пор абсолютного противоядия от са мого надежного способа заработать на финансовом рынке большие деньги нет.

Как мы знаем, рынки ходят за объемами, поэтому при уменьшении объемов сделок до критических минимумов рынок неизбежно или пере ходит на новый уровень цен, отстраивая новую пирамиду, или возвраща ется к старому уровню жизни. Повторюсь, что уменьшение объемов яв ляется одной из главных причин существования уровней поддержки и сопротивления. Цены, по которым совершено больше всего сделок, мож но называть локально объективными. Пирамида живет, пока большин ство участников рынка имеют схожее мнение о товаре и цене, которую они готовы платить или получить за него.

Применяя к анализу объемов и цен сделок анализ объемов спроса и предложения, можно выделить два правила.

Первое — объемы спроса и предложения рассчитываются на конкретный момент времени. Объемы и цены сделок, напротив, являются суммарным показателем за определенный промежуток времени.

Второе — объемы спроса и предложения отражают желание потенциаль ных покупателей и продавцов. Объемы и цены сделок являются результатом претворения этих желаний в жизнь. Желание, подкрепленное возможностя ми и соответствующими действиями, — это действительно наиболее полное и подкрепленное статистикой отражение происходящего на рынке.

Результатом действия этих правил являются представленные на рисунке 4.11 графики объемов спроса, предложения и сделок.


Из рисунка 4.11 видно, что с приближением котировок к крайним гра ницам распределения происходят довольно-таки серьезные изменения в соотношении сил покупателей и продавцов. При смещении цен вниз (ва риант А) объемы спроса вполне естественно растут, а предложения падают. В случае же роста котировок (вариант Б) объемы спроса уменьшают ся, а предложения увеличиваются.

На практике, однако, описанные выше правила могут не сработать, что будет связано с предпроходным состоянием рынка, когда торговцы изменили свои предпочтения на рынке и готовы претворить их в жизнь. В эти моменты рост цены, например, не только не приводит к уменьшению спро са, а наоборот, сопровождается его увеличением.

Читать далее: Появление уровня жизни в трех приближениях