Разделы



Классификация стилей управления.

Классификация стилей управления обычно представляются в теориях стилей руководства, при этом сами теории различно группируются современными авторами.

Одной из наиболее полных и точных классификаций теории стилей управления является - американская . Она выделяет следующие подходы к изучению как руководства в целом, так и его стилей в частности:

1)   качественный подход (Trait Approach);

2)   поведенческий подход (Behavioral Approach);

3)   ситуативный подход (Situational Contingency Approach).

1. Качественный подход

О стиле руководства, а особенно о стилях лидерства говорили и писали с давних пор. Однако само возникновение этого понятия связывают с американским исследователем Куртом Левиным, который с группой ученых в 1939 году занялся изучением этой проблемы. Следует отметить, что еще до этих исследований существовала так называемая

качественная теория.

Исследование руководства длительное время состояло в том, чтобы найти и выделить важные критерии для отбора руководящих кадров. При этом основной акцент делался на определение специфических личных качеств, которые отличают руководителя от подчиненного. Однако единства ни в методах определения этих качеств ни в указании этих качеств не наблюдалось. Поэтому не существует никаких научно-гарантированных качеств необходимых непосредственно руководителю.

2. Бихевиористский подход

Ученые отказывались от исследований черт личности как бесперспективных и обратились к наблюдениям за поступками руководителей, а не за их личными чертами. Поведенческий подход дал классификацию стилей управления в континууме от автократичного до либерального стиля.

А. Модель Дугласа Мак-Грегора

Описание бихевиористского подхода невозможно без упоминания о Дугласе МакГрегоре . Его теории "X" и " Y " можно считать и теориями мотивации и теориями лидерства и теориями стилей руководства.

Биржа Forex предлагает любому желающему зарабатывать на колебаниях валютных курсов любых мировых валют официально, круглосуточно, не выходя из дома и даже не имея образования!

Теория "X"

1.     Средний человек имеет врожденное отвращение к труду и будет стремиться его избежать, если есть такая возможность.

2.     Поэтому большинство людей необходимо принуждать к труду, контролировать их и руководить ими под угрозой наказания, чтобы они могли сделать свой посильный вклад для достижения цели.

3. Работник склонен к тому, чтобы им руководили, он избегает ответственности, у него мало честолюбия, он желает быть защищенным во всем.

Теория "Y"

п»ї

1.     У человека нет врожденной антипатии к труду. Труд естественен, так же как и отдых.

2.     Если человек идентифицирует себя с целями, то он воспитывает в себе самодисциплину и самоконтроль. Контроль со стороны и угроза наказания являются непригодными средствами.

3.     Обязанность по отношению к поставке целей состоит в функции вознаграждения.

4.     При соответствующих обстоятельствах человек не только учится принимать ответственность, но и стремится к ней.

5.    Среди трудящихся широко распространены находчивость итворческий дух.

6. Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни 1 . Теория "X" и теория " Y " позволяют представить двапротивоположных типа человека. Мак-Грегор считал, что каждыйруководитель основывает свой стиль руководства на принятии однойиз этих теорий. При этом "X" характерна для автократов, а " Y " -длядемократов .

Сама по себе модель МакГрегора не является чистой теорией стилей управления, но именно она позволила полнее и точнее понять существовавшие на тот момент классификации и анализировать их.

Б. Традиционный подход

Под традиционным подходом понимаются в основном исследования Левина ( Lewin ), Липпита ( Lippitt ) и Уайта ( White ) в 1939 году, во время которых они изучили воздействие автократичного , демократического стилей управления и стиля невмешательства ( Laissez - faire - Fuhrungsstils ) на подростков.

Основными критериями для разделения стилей руководства являлись: степень активности руководителей и сотрудников и степень вовлечения сотрудников в процесс принятия решения.

Автократичный , демократический и попустительский стили можно охарактеризовать с двух позиций:

•        формальная сторона,

•        содержательная сторона.

Характеристика стилей с точки зрения этих сторон представлена в табл.2.

Выделение формальной и содержательной стороны обусловлено возможностью использования руководителями одного стиля формальной стороны другого стиля. Очень часто встречаются автократы, которые внешне ведут себя очень демократично. Кроме того, тот или иной стиль может себя проявить в той или иной обусловленной


целым рядом условий, ситуации. К примеру, в экстремальном случае руководитель может перейти к самым жестоким автократичным методам.

В. Современные интерпретации стилей руководства

В современной литературе получили дальнейшее развитие представления как о демократическом (теперь его обычно называют кооперативным стилем), так и об авторитарном стиле руководства.

Читать далее: Авторитарный стиль