Разделы



  Подходы к количественному определению конкурентных позиций

  субъектов предпринимательского бизнеса, используемые в противодействии доминированию отдельных конкурентов и монополи зации товарных рынков

В настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой сложилась практика изучения тенденций доминирующего конкурентного позиционирования. Целью такой деятельности выступает создание объективных основ противостояния процессам монополизации рынков со стороны отдельных субъектов предпринимательского бизне са. Централизованное количественное определение конкурентных позиций тех или иных компаний необходимо, прежде всего, для предупреж дения монополизации рынков и создания условий поддержания интен сивности конкурентной борьбы на уровне, который признается общест венно целесообразным.

В процессе создания расчетной базы для противодействия моно полизации товарных рынков обычно применяется два подхода. Первый подход основан на выявлении сравнительной интегральной величины ресурсного потенциала крупнейших фирм рассматриваемой отрасли, ко торая определяется исходя из размеров совокупных активов указанных фирм. Второй подход основан на определении – путем отраслевых и межотраслевых сопоставлений  относительной доли рынка одноименных товаров (услуг), сконцентрированной в руках доминирующих конкурентов.

Первый из указанных подходов способен дать лишь приблизительное представление о наличии, либо об отсутствии у кого-либо из конкурентов доминирующего положения, поскольку, как нам уже известно, количественное определение ресурсного потенциала субъекта предпринимательского бизнеса не может в полном объеме обеспечить получение данных о его реальной конкурентоспособности. Второй под ход, являющийся более распространенным и более широко применяе мым в процессе разработки антимонопольных мероприятий, дает более обстоятельную информацию о действительном уровне конкурентного позиционирования субъектов бизнеса.

В странах с развитой рыночной экономикой определение размеров доли субъектов бизнеса на рынке одноименных товаров (их также иногда называют сегментами рыночной концентрации долей или просто уровнями рыночной концентрации) осуществляется органами государственной статистики этих стран, которые используют в своей работе различные методы экономико-математического и эконометрического анализа.

В курсах Общая теория статистики и прогнозирование, Эконо метрика, Математическая статистика и других вы изучаете, либо уже изучили методы экономико-математического исследования процессов и явлений, происходящих в отраслях национальной и мировой экономики, а также на отдельных товарных рынках, на основе количественных ма тематико-статистических показателей (индексов, коэффициентов). В на стоящем параграфе учебника мы рассмотрим количественные показате ли доминирующего и монопольного позиционирования субъектов пред принимательского бизнеса, применяемые в теории конкуренции и на практике антимонопольного государственного регулирования деловой деятельности.

п»ї

В настоящее время для количественного определения конкурентных позиций субъектов предпринимательского бизнеса и выявления фактов доминирования и монополизации рынков разработано и применяется немало показателей. Основными показателями , используемыми в теории конкуренции и в антимонопольной практике государств, имеющих развитую рыночную экономику, и призванными охарактеризовать и оценить уровень рыночного доминирования и монополизации, являются:

–  коэффициент Линда (L);

–  коэффициент ХерфинделаХиршмана ( HHI );

–  коэффициент относительной концентрации;

–  коэффициент Розенблюта (ХоллаТайдмана);

–  коэффициент энтропии;

– коэффициент рыночной концентрации CR ( Concentration Ratio ).

Коэффициент Линда (L). С помощью данного коэффициента, широко используемого в странах Европейского сообщества, определяет ся степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками одноименных товаров. Он вычисляется следующим образом:

ставщика k доли ki поставщиков;

i – число ведущих поставщиков среди к крупных поставщиков; Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i поставщиков;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется в качестве определителя границы олигополии. Рассчитывается L для k = 2, k = 3 и так далее до тех пор, пока Lk + l>Lk , т.е. до момента, пока не будет получено первое на рушение непрерывности показателя L. Граница считается установлен ной при достижении значения Lk , меньшего Lk + l .

Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой или размытой олигополии, позволяя, тем самым, эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов предпринимательского бизнеса, которые могут совместно доминировать на рынке одноименных товаров и выполнять согласованные действия, направленные на ограни чение прямой конкуренции со стороны общего для них внешнего окружения.

Уроки Forex - это замечательная для Вас подготовиться к успешной работе на Форекс!

Обобщающим показателем уровня конкурентного доминирования и монополизации рынков одноименных товаров, способным учитывать число предпринимательских фирм, действующих на данном секторе рынка, и неодинаковость их конкурентных позиций, является коэффициент ХерфинделаХиршмана.

Коэффициент (индекс) ХерфинделаХиршмана – это сумма квадратов рыночных долей конкурентов, действующих на определенном секторе рынка:

Si – доля iй предпринимательской фирмы на рынке одноименных товаров (ее доля в общем объеме реализации названных товаров);

п»ї

n – общее число предпринимательских фирм на данном секторе рынка.

Чем меньше коэффициент HHI , тем, соответственно, слабее кон курентная позиция отдельных субъектов предпринимательского бизнеса на рассматриваемом секторе рынка. Для сектора рынка, на котором осуществляет деловую деятельность одновременно более 100 предпринимательских фирм, и ни одна из них не имеет доминирующего положения, значение коэффициента HHI стремится к единице. Если же на данном секторе рынка наблюдаются признаки олигополии, значение ис следуемого коэффициента стремится к 10000.

Например, на рынке идентичных товаров наблюдаются конку рентные действия 25 компаний, причем каждая из них имеет рыночную долю в 4%. В этом случае индекс ХерфинделаХиршмана будет равен 400 (НН25 = 25 х 16).

Коэффициент относительной концентрации применяется для количественной характеристики соотношения числа крупнейших по размерам финансовых активов предпринимательских фирм на рынке одноименных товаров и контролируемой ими доли реализации данных то варов. В процессе измерений делается предположение о том, что иско мые субъекты предпринимательского бизнеса обладают доминирующей позицией на рассматриваемом секторе рынка; это предположение проверяется в ходе производимых вычислений. Коэффициент относительной концентрации рассчитывается следующим образом:

где β – доля числа предпринимательских фирм, предположительно имеющих доминирующую позицию на рынке одноименных товаров, в общей численности субъектов бизнеса, действующих на данном секто ре рынка, в процентах; например, если на рынке наблюдаются конкурентные действия 20 субъектов бизнеса, а объектом рассмотрения выступают первые 5 из них, эта доля составит 25% (5 : 20 х 100);

α – доля продаж предпринимательских фирм, предположительно имеющих доминирующую позицию на рынке одноименных товаров, в общем объеме продаж на данном секторе рынка, в процентах.

При К > 1 есть основания утверждать, что ни один из субъектов бизнеса, действующих на рассматриваемом секторе рынка, не становится обладателем доминирующей позиции. При К ≤ 1 на рынке складывается ситуация, близкая к олигополии, наблюдается доминирующее позиционирование отдельных субъектов бизнеса.

Коэффициент относительной концентрации обладает существенными преимуществами, выгодно отличающими его от коэффициента ХерфинделаХиршмана, так как в нем учитываются рыночные доли субъектов бизнеса, обладающих наибольшими финансовыми активами, а также общее число предпринимательских фирм, действующих на рын ке одноименных товаров.

Вместе с тем в практике деятельности органов государственной статистики многих стран проблема определения числа субъектов бизнеса, которое следует принимать во внимание в процессе расчета указанного коэффициента в качестве обладателей наиболее крупных активов, до сих пор остается нерешенной. Таковыми могут быть признаны, к примеру, три компании, десять компаний и даже однаединственная предпринимательская фирма. Очевидно, что в каждом отдельном случае для расчета указанного коэффициента требуется проведение новой выборки, а это весьма затрудняет практическое использование коэффициента относительной концентрации. К тому же очень сложно дать однозначное толкование конкретным значениям указанного коэффициента, поскольку его содержание не гарантирует возможность точного опреде ления степени наличия или отсутствия у субъектов бизнеса, действующих на том или ином секторе рынка, доминирующего положения.

Коэффициент (индекс) Розенблюта (ХоллаТайдмана ) рассчи тывается на основе сопоставления рангов предпринимательских фирм на рынке одноименных товаров и долей этих фирм на рассматриваемых рынках:

где НТ – ранговый индекс концентрации;

Ri – ранг i –й предпринимательской фирмы на рынке одноимен

ных товаров (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1);

qi – доля продаж iй предпринимательской фирмы на рынке одно

именных товаров.

Ранговый индекс НТ изменяется в пределах от 1/ n до 1, где n – число конкурентов на данном секторе рынка. Чем меньшим в результате вычислений оказывается значение этого индекса, тем менее монополи зированным выглядит искомый сектор. Максимальное значение индекса НТ равно 1; в этом случае есть все основания сделать вывод о том, что один из субъектов бизнеса, представленный на рассматриваемом секторе рынка, приобрел монопольную позицию. Минимальное значение индекса НТ равно 1/ n ( n – число предпринимательских фирм, действующих на данном секторе рынка).

По экономическому смыслу данный показатель можно сравнить с уже известным нам коэффициентом Херфиндела – Хиршмана ( HHI ). Его очевидным достоинством является возможность учета соотношения размеров продаж наиболее крупных субъектов предпринимательского бизнеса.

Коэффициент энтропии . В теории вероятностей, теории инфор мации широко используется понятие энтропии. Под энтропией обычно понимается степень неопределенности случайной величины48. Коэффициент энтропии представляет собой среднюю долю субъектов предпри нимательского бизнеса, действующих на рынке одноименных товаров, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:



 


где Е – коэффициент энтропии;

Si – доля продаж товаров iй фирмой на рассматриваемом секторе

товарного рынка;

n – число субъектов бизнеса, действующих на данном секторе рынка.

E 1 = 100∑( Si 1 n , Si ),

i =1

Абсолютные значения коэффициента энтропии, полученные при различных методиках расчета, не меняют экономического смысла дан ного показателя. Они позволяют не только проанализировать тенденции, происходящие на одном и том же секторе товарного рынка в течение определенного периода времени, но и сопоставить между собой различ ные типы рынков.

Коэффициент энтропии характеризует степень деконцентрации деловой деятельности в руках отдельных субъектов бизнеса и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику конкурентного позицио нирования этих субъектов бизнеса: чем больше значение Е, тем, стало быть, выше степень экономической неопределенности, тем ниже вероятность формирования монополии или олигополии.

Коэффициент концентрации CR ( Concentration Ratio ) определя ется как отношение объема реализации одноименных товаров некоторым числом субъектов предпринимательского бизнеса, обладающих наиболее крупными размерами финансовых активов, к общему объему реализации этих товаров в течение фиксированного периода времени.

Данный коэффициент позволяет сопоставить уровни концентра ции деловой деятельности в руках отдельных субъектов бизнеса на раз личных рынках и проанализировать их динамику, определить, за счет доли каких именно предпринимательских фирм осуществляется развитие соответствующей отрасли или группы товаропроизводителей, как формируются доминирующие позиции тех или иных субъектов бизнеса на данном секторе рынка.

Вместе с тем существенным недостатком коэффициента концен трации CR является то, что он нечувствителен к различным вариантам соотношения рыночных долей между конкурентами. Например, коэффициент CR 4 окажется одинаковым и равным 80% в двух различных случаях: когда один из субъектов бизнеса контролирует 77% рынка одноименного товара, а 23 его конкурента – по 1%, либо когда 5 предпринимательских фирм одновременно контролируют по 20% соответствующего рынка каждая.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой вычисление коэффициентов концентрации является обязательной процедурой, применяемой в процессе статистического мониторинга секторов рынка. Например, с помощью рассматриваемого коэффициента американское Министерство юстиции разработало количественные критерии оценки конкурентных позиций субъектов предпринимательского бизнеса, активно применяемые в современной практике противодействия монополизации товарных рынков в США.

В разных странах в качестве основы расчетов используются дан ные разного числа предпринимательских фирм. Например, органы госу дарственной статистики США или Франции производят соответствующие расчеты, опираясь на информацию о деятельности 4, 8, 20, 50, 100 компаний, имеющих наиболее крупные финансовые активы на том или ином секторе рынка. В Германии, Великобритании, Канаде для расчетов берутся данные о 3, 6, 10 субъектах предпринимательского бизнеса. В России этот показатель рассчитывается с 1992 г. для 3 ( CR 3), 4 ( CR 4), 6 ( CR 6), 8 ( CR 8) крупнейших продавцов.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концен трации CR и коэффициентов ХерфинделаХиршмана можно выделить три типа рынков по степени концентрации деловой деятельности в ру ках отдельных субъектов бизнеса:

И тот, и другой коэффициенты рыночной концентрации позволя ют оценить масштабы доминирования на избранном для анализа секторе товарного рынка отдельных субъектов бизнеса, степень равномерности или неравномерности распределения внутриотраслевых товарных и фи нансовых потоков на этом секторе. Чем больше субъектов бизнеса, обладающих количественно близкими конкурентными позициями, дейст вует на рассматриваемом секторе рынка, тем меньшими окажутся значе ния соответствующих показателей.

Читать далее: Объективные ограничители доминирующего конкурентного позиционирования