Разделы



Ролевые функции и ролевой статус конкурентов

7.1. Конкурентный центризм. Театральные аналогии конкурентного

соперничества

Конкуренция в современной системе бизнеса испытывает, как мы помним, влияние двух тенденций – центробежной и центростремительной. Субъекты бизнеса хотят убежать от соперников путем опережения их в каждом эпизоде тактического цикла, но, вместе с тем, они стремятся друг к другу в надежде обрести высокую потребительскую, функциональную и общественную оценку своих достижений. Они, таким образом, стараются одновременно и убежать из центра, и устремиться к центру.

Отношения взаимно соперничающих субъектов предприниматель ского бизнеса, постоянно вступающих между собой во фронтальные, фланговые или концентрированные столкновения, подвержены явле нию, которое следует определить как конкурентный центризм. Под кон курентным центризмом здесь и далее понимается неизбежность вращения системы конкурентных отношений вокруг центра притяжения всех субъектов данных отношений, подобно вечному вращению Планеты Земля вокруг своей оси, а спутников этой планеты – вокруг нее самой.

Что же, в свою очередь, представляет собой этот центр притяже ния (или просто центр)? Наиболее простыми определениями, види мо, могут стать дефиниции типа мир конкурентов112 или сообщество конкурирующих компаний. Более сложными следует признать подходы, которые базировались бы на принципе аналогии. Такие аналогии можно обнаружить, например, в рамках уже не раз упоминавшегося на страницах учебника социобиологического подхода, привнесшего немало полезных элементов в современную теорию конкуренции.

Подобный подход применяется в научных исследованиях и учебных пособиях, базирующихся на использовании классификации типов предпринимательских фирм, созданной всемирно известным швейцар ским экспертом Харальдом Фризевинкелем, в теории конкуренции. Речь идет о зверином обозначении различных типов компаний, по-разному действующих против своего конкурентного окружения. В рамках рас сматриваемого подхода субъекты предпринимательского бизнеса полу чают такие, к примеру, определения, как хитрые лисы, могучие сло ны, гордые львы, неповоротливые бегемоты, серые мыши и дру гие.

Заметим, что, подобные определения чаще всего применяются для обозначения конкурентного статуса компаний, хотя их авторы, как пра вило, не пользуются при этом термином конкурентный статус субъектов бизнеса. В живой природе, действительно, сложился и конкурент ный статус льва (которого можно называть и гордым, и страшным, и еще повсякому), и конкурентный статус слона, и конкурентный статус мыши (которая, кстати, далеко не всегда бывает серой), и конкурентный статус хитроумной лисы, особенно популярный в русском фольклоре.

Главным, что отличает рассматриваемую классификацию, является акцент на многообразие видов конкурирующих субъектов бизнеса. Образность сравнения конкурентов в бизнесе с конкурентами в живой природе имеет под собой важное основание – последовательную трак товку конкуренции как естественнонаучной категории в контексте меж дисциплинарной теории конкуренции.

п»ї

Именно на этом поле и возникают привлекательные и непривлека тельные сравнения людей, в том числе и субъектов предпринимательского бизнеса, с представителями фауны. Людей часто сравнивают – в соответствии с уровнем их реальной конкурентоспособности  с разными животными и в бытовом сленге, и в любимых народом баснях, и в научных трактатах. Например, широко распространены сравнения людей с волками (назовем хотя бы знаменитый перл времен советской контрпропаганды человек человеку – волк), зайцами, медведями, лисами, бегемотами, пантерами, тиграми, котами, баранами, козлами, змеями, всевозможными гадами и гадюками, пиявками, собаками, индюками, гусями, павлинами, макаками, гориллами, шакалами, акулами, щуками, свиньями, кобылами, телками, динозаврами, инфузориями, мокрицами и т.п.114. Интересно, что сравнения царей природы с большими по весу или хищными животными часто были призваны украсить палитру положительных оценок конкурирующих между собой людей и их деятельности, а сравнения с травоядными животными неизменно имели уничижительный характер.

Конечно, если трактовать звериное обозначение конкуренции исключительно как литературный образ, то, действительно, можно вообразить, будто серые (а также и белые) мыши конкурируют с бегемотами и слонами. Более того, к видовому ряду конкурентов – к перечисленным выше слонам, львам, бегемотам, лисам и мышам  стоит добавить таких замечательных представителей животного мира, как, к примеру, быстроногая газель, глупый пингвин, косолапый медведь, зоркий ястреб, прожорливый крокодил, пугливый страус, вонючий скунс, похотливая гиена. Каждое из упомянутых животных вполне может быть сравнимо по характеру осуществляемых ими конкурентных действий с отдельными субъектами бизнеса и, следовательно, обозначать позвериному конкурентный статус предпринимательских фирм.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему компетентно сделанные прогнозы Forex могут сделать вас донельзя богатым.

В действиях тех или иных компаний одновременно часто обнару живается нечто и от льва, и от лисы, и от газели, и от волка, и от шакала, и от страуса. И это вполне естественно. Ведь образованные предприни матели изучили в школе обязательный курс зоологии, а особо одаренные из их числа – научились использовать собственный и чужой опыт, в том числе и опыт меньших братьев, в процессе деловой деятельности.

Однако оставим образность выражения мыслей перу профессиональных литераторов – властителей дум и вспомним, что биологические прообразы процесса конкуренции между субъектами бизнеса следует отличать от биологических детерминантов эволюции конкуренции в деловых отношениях и в деловой деятельности под влиянием конкуренции как фактора биологического прогресса на основе естественного отбора.

п»ї

В мире, действительно, насчитывается великое множество видов животных, и все они, без сомнения, конкурируют между собой. Но наиболее важным для эволюции видов является все же внутривидовая кон куренция. Львы сражаются друг с другом за доступ на охотничью терри торию и за право на продолжение рода, а в результате выживают те из них, кого, действительно, справедливо было бы назвать гордыми львами.

Субъекты бизнеса, конечно, конкурируют не только между собой, но и, образно говоря, с представителями фауны, однако сегодня фауна вполне может рассматриваться не столько как равноправный соперник, сколько как совокупный объект соперничества. Подобно этому, каждый уважающий себя лев относится к антилопе гну не столько как к сопернику, сколько как к скачущей еде, за которую стоит побороться со львами конкурирующего прайда. Его центризм состоит в приверженности родному прайду, дающему ему дополнительные шансы на выживание, а также, вместе с тем, и в стремлении сыграть вполне определенную роль внутри этого прайда. Центризм его жертв состоит в приверженности родному стаду, удачное пребывание в котором позволяет затеряться от бдительных глаз озабоченных хищников.

Биологические аналогии имеют важное значение для теории и практики современной деловой конкуренции, но они не исчерпывают состава основ центризма конкурентных отношений между субъектами бизнеса. Из большого перечня особенностей конкуренции в живой при роде для нас наиболее важным является следующее:

-           осознание огромного многообразия представителей фауны, виды, формы, направления и методы конкурентных действий которых, нацеленные на приобретение доминирующих позиций, так или иначе про ецируются на конкуренцию в системе бизнеса;

-           учет того обстоятельства, что эволюция живой природы осу ществляется посредством дифференциации ее видов и образования подвидов; аналогом этому является дифференциация и специализация субъ ектов предпринимательского бизнеса;

-           определение типов конкурентного статуса субъектов бизнеса по аналогии с типами внутривидового конкурентного статуса в мире животных; указание на изменчивость конкурентного статуса субъектов бизнеса;

-           понимание того, что отношения субъектов бизнеса внутри конкурентной среды являются, в отличие от отношений между обитателями заповедников живой природы, объектами законодательного и корректи рующего централизованного воздействия со стороны общественных и государственных органов.

Центр взаимного притяжения и взаимного отторжения конкурентов имеет не столько биологическую, сколько социальную основу. На первый взгляд, таковым может быть признан рынок, на котором регу лярно происходит взвешивание и сопоставление конкурентных преиму ществ субъектов бизнеса, а также полезных эффектов результатов их предпринимательской деятельности. Но простое упоминание рынка без указания на конкретную роль, исполняемую тем или иным субъектом бизнеса на рынке, также не способно объяснить явление конкурентного центризма. Поэтому обратимся к другим аналогиям центра и центризма, более характерным для стратегического, тактического и конъ юнктурного конкурентного поведения субъектов предпринимательского бизнеса.

На страницах учебника Теория и практика деловой конкуренции мы не раз сравнивали соперничество субъектов бизнеса с противостоянием любителей и профессионалов спорта, в том числе футболистов, борцов, шахматистов, поклонников восточных единоборств и хоккея с шайбой. Спорт как разновидность профессиональной и предпринимательской деятельности был помещен в специализированные конкурент ные анклавы, но спорт как общее свойство состязательных отношений в любой сфере человеческой деятельности был отнесен к числу атрибутов конкурентного поведения субъектов бизнеса, их владельцев и руководи телей.

Спортивный, а также военный и охотничий подходы к рассмотрению технологии соперничества субъектов бизнеса, в частности, к трак товке выигрыша и проигрыша, победы и поражения, определению видов конкурентных ситуаций и структуры тактических циклов соперничества, открывает возможности применения принципов спортивной аналогии для описания конкурентного центризма. Однако прежде чем явиться на стадион, где проходят спортивные соревнования, субъектам предприни мательского бизнеса следует возникнуть на подмостках конкурентного театра, где происходит назначение компаний на ту или иную конкретную роль в мире конкурентов и где, собственно, и начинается добровольное или вынужденное исполнение компаниями этих ролей.

Мы впервые прибегаем к театральной аналогии на страницах учебника Теория и практика деловой конкуренции. Данная аналогия имеет право на существование по следующим причинам:

-      во-первых, театр – это центр притяжения людей, испытываю щих интерес к оказанию эстетических услуг посредством перевоплоще ния, либо к приему таких услуг;

-      Во-вторых, любые театральные постановки или театрализованные представления являются средоточием разнохарактерных действий, которые производятся разными по значению субъектами, обладающих неодинаковым функционалом;

-      в-третьих, театральное искусство, несмотря на игру актеров и мизансцены, весьма реалистично; оно порождает ассоциации с реально существующими событиями, людьми и причинноследственными связя ми, захватывает пространство и время, обладает законченностью и наглядностью;

-      В-четвертых, театр, как и спорт, представляет собой вид профес сиональной и предпринимательской деятельности, который вполне может быть помещен в отдельный конкурентный анклав;

-      впятых, театральные представления выступают как особый вид искусства, для осуществления которого, как и для достижения успехов в спортивной борьбе и в конкурентной борьбе, требуется достижение, поддержание и по возможности постоянное развитие определенного уровня исполнительского мастерства;

-      вшестых, театральные действия, как и конкурентные, являются, с одной стороны, организованными в определенную систему, не стихий ными, а с другой стороны, они, как и конъюнктурное поведение субъектов предпринимательского бизнеса, производятся под влиянием вдохновляющего начала;

  вседьмых, аналогия именно с театральным искусством дает нам возможность применения таких категорий, как распределение ролей, ролевые функции, дебют, сверхзадача, либретто, закулисная активность  с частью из них мы уже успели познакомиться.

Поведение субъектов предпринимательского бизнеса всегда имеет характер сценического действия, ограниченного в пространстве и во времени, обладающего определенным поведенческим инструментарием, набором выразительных средств и адресованного зрителям – внешнему окружению, которое аплодисментами и кошельком, либо топотом ног должно проголосовать за высокую, либо низкую оценку достижений конкурентов. Именно поэтому для определения содержания конкурент ного центризма в системе современной деловой деятельности вполне применим термин театроцентризм, впервые примененный великим русским режиссером К.С. Станиславским.

Явление театроцентризма можно обнаружить в различных областях деятельности людей – отсюда и часто встречаемые в жизни театральные аналогии, такие, к примеру, как театр боевых действий, военный театр, даже анатомический театр. Конкурентный театроцентризм в современной системе бизнеса состоит из: взаимодействия постановщиков конкурентных представлений, конкурентов как таковых, выполняющих разнообразные ролевые функции, потребителей товаров и услуг, предлагаемых конкурентами (зрителей), поставщиков театрально го реквизита, партнеров по кооперативным связям (композиторов, художников, преподавателей актерского мастерства), цензоров и критиков (органов по антимонопольному регулированию рынков, средств массо вой информации, производителей молвы и телефонной антрирекламы) и иных представителей внешнего окружения.

Современный рынок представляет собой сцену (или арену) конку рентных столкновений и конкурентной борьбы субъектов бизнеса, своего рода театр боевых действий115. Секторы рынка различаются между собой в соответствии с жанрами театральных постановок, сегменты рынка – в соответствии со вкусовыми пристрастиями внешнего окруже ния (потребительскими и иными предпочтениями). Сам рынок включает в себя разные уровни, которые вполне можно сопоставить с периферийным (местным), столичным (общенациональным) и международным театром, где вдохновенно работают мировые звезды. Но самое главное – сталкивающиеся друг с другом и борющиеся между собой субъекты предпринимательского   бизнеса   выполняют   определенные   ролевые функции, вполне похожие на сценические роли актеров настоящего театра.

Ролевые функции соперничающих компаний имеют ключевое значение в процессе реализации конкурентного театроцентризма. Стре мясь к реализации деловых интересов, выполнению стратегических ус тановок, использованию отработанных или новых методов конкуренции, применению тактических приемов, каждая предпринимательская фирма добровольно или вынужденно принимает к исполнению вполне опреде ленную ролевую функцию.

Читать далее: Особенности формирования ролевых функций субъектов предпринимательского бизнеса