Разделы



Общественная ценность субъектов предпринимательского бизнеса. Эффект толерантности

Завершая разговор о конкурентных преимуществах субъектов предпринимательского бизнеса, обратимся к последнему из элементов внешнего окружения компаний, образующих их конкурентную среду, а именно к общественности.

Общественное окружение конкурирующих между собой субъектов бизнеса представляет собой совокупность людей, живущих и реализую щих свои интересы в обществе как в единой системе, а также общественных, государственных и межгосударственных организаций. Это окружение не может быть ни включено в состав прямых (и условно-прямых) конкурентов компании, ни отнесено к числу ее контрагентов или клиентов за исключением случаев, когда граждане оказываются не посредственными потребителями товаров и услуг именно этой компа нии, а органы государственного управления, общественные и междуна родные организации оказываются ее заказчиками.

Ни одно физическое лицо не является, к примеру, прямым потребителем продукции металлургического предприятия или компании, занимающейся добычей природного газа. Не будучи непосредственным клиентом ни одной из только что названных фирм, данное физическое лицо не может, вместе с тем, совсем не иметь деловых интересов, связанных с их деятельностью. Ведь металл, выплавляемый в домне, в конце концов, превращается в те или иные металлические предметы потребления, а газ, транспортируемый через газопровод, попадает в газо вую плиту на его кухне. Кроме того, каждая из названных компаний яв ляется налогоплательщиком, и из существенной части ее доходов бюд жет, к примеру, оплачивает содержание правоохранительных органов и финансирует социальные программы.

Деловые интересы общественного окружения складываются из интересов отдельных физических лиц, которые отстаиваются как сами ми физическими лицами, так и уполномоченными на это организациями, а также из интересов отдельных государств и международного сообщества. При этом общественные организации могут отстаивать интересы конкретных потребителей или партнеров по бизнесу (таковыми являются, например, ассоциации и союзы потребителей, различные союзы товаропроизводителей, ассоциации коммерческих банков, т.п.), но могут специализироваться и на решении сугубо социальных вопросов (к тако вым следует отнести, например, общества по правам человека и по защите свободы слова, комитеты солдатских матерей, т.п.). Что касается государственных и многих межгосударственных организаций, то их роль состоит в отстаивании интересов граждан, национальных государств и международных альянсов посредством применения регулирующих и директивных приемов влияния на субъектов предпринимательского бизнеса.

Подробное изучение вопроса о структуре общественного окруже ния субъектов бизнеса не входит в число целей курса Теория и практика конкуренции. Здесь следует лишь подчеркнуть, что осуществление деловой деятельности в окружении вышеупомянутых субъектов отно шений, заинтересованных, хотя и косвенно, в деятельности каждой кон кретной компании, свидетельствует о качественном отличии конкуренции в человеческом обществе от соперничества биологических видов и особей, делает ее социально-экономическим явлением.

п»ї

Важно констатировать, что интересы предпринимательских фирм и их общественного окружения – как физических лиц, так и организаций  изначально могут не совпадать и, как правило, не совпадают в действительности, как говорится, по определению. Заинтересованные в расширении своего могущества компании стремятся навязать обществу свои интересы, связанные с увеличением объектов собственности, мак симизацией доходов, между тем, общество стремится подчинить компа нии своим интересам.

К примеру, субъекты предпринимательского бизнеса не заинтересованы в том, чтобы их не всегда корректная деятельность в отношении выполнения обязательств по оказанию услуг или по уплате налогов оказывалась достоянием средств массовой информации, напротив, обществу выгодно, чтобы журналисты почаще выявляли антиобщественные деяния таких компаний в случае их возникновения. Каждый из субъек тов бизнеса втайне мечтает о монополизации рынков, что совсем не со ответствует государственным интересам, связанным с защитой их прямых и косвенных клиентов от диктата их интересов.

Конфликтное соперничество интересов различных элементов общественного окружения субъектов бизнеса, с одной стороны, и интересов самих субъектов бизнеса,  с другой, приводит к тому, что общественность выступает не просто как часть внешней среды бизнеса, а как часть конкурентной среды компаний. И именно поэтому общественность, так же, как конкуренты этих компаний, их контрагенты и клиенты, втягивается в процедуру оценки и признания конкурентных преимуществ данных компаний.

Общественное окружение субъектов предпринимательского биз неса обладает схожими чертами с уже перечисленными элементами кон курентной среды, а также специфическими чертами. Схожими чертами являются социальный суверенитет членов общества и организаций, составляющих общественное окружение субъектов бизнеса, их способ ность выступать в качестве заинтересованных арбитров в соперничестве предпринимательских фирм. Общественность не является всего лишь безучастным наблюдателем соперничества компаний, так сказать, зрите лем конкурентных ристалищ. Она выступает самостоятельным игроком конкурентного театра, не только отстаивая свои собственные интересы в соперничестве фирм, но и стремясь навязать их данным фирмам.

Обучение Forex - это восхитительная перспектива для Вас подготовиться к удачной работе на рынке Forex!

Специфической чертой являются критерии признания общественностью наличия у компаний конкурентных преимуществ. Таковыми вы ступают:

-           ответственность, добросовестность и законопослушность субъектов бизнеса при выполнении ими социальных обязательств в процессе деловой деятельности (уплата налогов, осуществление отчислений во внебюджетные фонды, забота об экологии, соблюдение правил и норм антимонопольного регулирования, соблюдение прав потребителей, т.п.);

п»ї

-           способность идти на компромиссы, находя формы сочетания своих интересов с интересами общества, другими словами, ориентация деловой деятельности на социальные ожидания общества;

-           способность подчинять свои предпринимательские интересы интересам государства и международного сообщества в случае несовпа дения таких интересов;

-           способность осуществлять деятельность, отражающую объективные тенденции научно-технического, технологического и общественно-экономического прогресса.

Конкурентное преимущество субъекта предпринимательского бизнеса признается общественностью, если достижения данного субъек та бизнеса как минимум соответствуют, в сопоставлении с достижения ми соперников, ожиданиям различных элементов его общественного окружения. Это служит основанием для вывода о его более высокой обще ственной ценности по сравнению с соперниками.

Под общественной ценностью субъектов предпринимательского бизнеса следует понимать способность субъектов деловых отношений удовлетворять ожидания общественности или превосходить их в про цессе подготовки и осуществления предпринимательской деятельности. Для фирмы недостаточно признания за ней конкурентных преимуществ ее контрагентами, клиентами, даже конкурентами. Ей важно получить также общественную оценку своей деятельности, которая состоит в следующих формах признания:

-           в формировании устойчивого общественного мнения о конкурентных преимуществах субъекта бизнеса, другими словами, в формировании положительного конкурентного бренда компании;

-           в привлечении компании к участию в общественно значимых мероприятиях, что может косвенно способствовать росту ее популярно сти в глазах ее клиентов и контрагентов;

-           в признании действий компании соответствующими, либо не соответствующими закону и применении против нее мер преследования в случае нарушения закона.

Важными основаниями для вынесения общественной оценки кон курентных преимуществ субъектов предпринимательского бизнеса являются, наряду с перечисленными выше критериями оценки, функцио нальная ценность компаний, потребительская ценность этих компаний и результатов их деловой деятельности. Обществу не может быть безраз лично, каким образом оцениваются конкурентные преимущества компа нии со стороны ее прямых партнеров и конкурентов. Так, например, не должна быть признана ценной для общества или государства предпринимательская фирма, способная идти на любые компромиссы с властью и строго соблюдающая законы, но выпускающая продукцию низкого ка чества.

Данное обстоятельство следует иметь в виду при выдвижении от дельных представителей предпринимательского бизнеса на роль особо значимых и ценных для общества предприятий. Когда, к примеру, отдельные политические деятели делают заявления о необходимости то тальной поддержки всех без исключения отечественных товаропроизво дителей, критерием признания общественной ценности таких товаропроизводителей является всего лишь место регистрации компании, страна ее юрисдикции. Авторов подобных заявлений, как правило, при этом не интересуют реальные достижения компании по производству товаров и услуг, та цепочка ценностей, в которую включается (а, возможно, и не включается вовсе) навязчиво продвигаемая на рынок, как бы во благо общества, понравившаяся им предпринимательская фирма с отечественной юрисдикцией.

Общественное окружение конкурентов в лице уполномоченных органов власти и управления имеет возможность создавать – в противоположность конкурентным преимуществам субъектов бизнеса, которые были достигнуты ими естественным путем – искусственные конкурент ные преимущества. Искусственно конструируемые конкурентные преимущества , определение которых не опирается на принципы объективности, репрезентативности и динамичности, являются плодами чрез вычайно опасных фантазий. Так происходит, к примеру, при проведении протекционистской таможенной политики на автомобильном рынке, вследствие которой отсутствие у отечественных автомобилей серьезных естественных конкурентных преимуществ перед зарубежными моделями как бы компенсируется наличием у них искусственных конкурент ных преимуществ над соперниками. Искусственное выдвижение отдель ных компаний в качестве авангарда предпринимательского бизнеса и особо ценных конкурентов, их навязывание потенциальным клиентам, контрагентам и обществу как единому целому приводит к деформации механизмов естественного отбора, присущих конкуренции еще со вре мен зарождения живой природы15, и, в конечном счете, – к деформации структуры экономики.

Общественная ценность субъектов бизнеса является, как и их функциональная ценность, а также потребительская ценность, категори ей, отражающей систему конкурентных преимуществ, а не отдельные конкурентные преимущества, тем более, искусственно создаваемые. Компания может быть признана ценной для общества в том случае, когда оценки этой компании по всем критериям со стороны ее контрагентов, клиентов, конкурентов и общественного окружения, другими словами, со стороны всех участников современной системы бизнеса окажутся в относительно непротиворечивом состоянии.

Если взаимодействие субъектов бизнеса с прямыми конкурентами, контрагентами и клиентами можно условно представить графически в виде комбинации несметного числа конкурентных треугольников, внут ри которой формируется цепочка ценностей, то включение в орбиту рассмотрения общественного окружения субъектов бизнеса делает необхо димым обращение к трехмерному пространству. В этом пространстве вначале возникает абстрактная геометрическая фигура, которую мы на зовем пока конкурентным кубком . Соответственно, конкуренция в трехмерном пространстве может быть определена как кубковая конкуренция , участниками которой, наряду с предпринимательскими фирмами, их партнерами, условно-прямыми и прямыми конкурентами, явля ются все без исключения члены общества и организации, уполномочен ные быть их общественными, политическими и административными представителями.

Понимание трехмерности конкурентного кубка очень важно для правильного обоснования путей формирования и развития цепочки ценностей в условиях необходимости для субъектов бизнеса считаться с государственными и общественными интересами, а для влиятельных орга нов общественного и государственного управления – считаться с решающей ролью естественного отбора в конкуренции. Для кубковой конкуренции характерно явление, которое мы назовем эффектом толе рантности . Взаимная зависимость субъектов бизнеса при формировании их конкурентных преимуществ дополняется их взаимной общественной ответственностью, что, в свою очередь делает их терпимыми друг к другу. Необходимость учета взаимных интересов ведет к толе рантности субъектов бизнеса, претендующих на высокое общественное признание своей деятельности16.

Границы возникающих при этом конкретных геометрических фигур обусловливаются сложившимися в обществе на том или ином его срезе представлениями об общественной ценности субъектов бизнеса. Поэтому сама геометрическая фигура может иметь разную форму, на пример, формы конкурентного шара, конкурентного конуса, конкурент ной пирамиды, конкурентного параллелепипеда.

Конкурентные пирамиды возникают в тех случаях, когда общественные оценки деятельности субъектов предпринимательского бизне са полностью превалируют над оценкой их конкурентных преимуществ, формируемых другими участниками системы бизнеса. Именно на этом основаны все известные в бизнесе финансовые пирамиды. Высокие общественные оценки субъектов бизнеса, обусловленные искусственным происхождением их конкурентных преимуществ, привлекают внимание потенциальных партнеров и клиентов, а также возбуждают конкурентов таких субъектов бизнеса, но они не вытекают из действительной потре бительской и функциональной ценности этих фирм.

Конкурентные параллелепипеды возникают в тех случаях, когда общественные оценки компании формируются с учетом оценки конкурентных преимуществ данной компании со стороны других субъектов бизнеса и выступают как равнодействующие этих оценок.

Конкурентные шары возникают в тех случаях, когда обществен ные оценки компаний и оценка ее конкурентных преимуществ другими субъектами бизнеса имеют равнозначный характер.

Читать далее: Конкурентные цели субъектов бизнеса. Понятие конкурентного целеполагания