Разделы



Субъекты бизнеса со смещенными ролевыми стереотипами

В жизни не раз приходится наблюдать явления, которые свидетельствуют о том, что в процессе исполнения ролевых функций субъек ты бизнеса осуществляют действия, непосредственно не обусловленные инновационным, адаптивноприспособленческим и гарантирующим (обеспечивающим) типами поведения. Данные действия не ставят под сомнение характер указанных ролевых типов конкурентного поведения, но приводят к смещению создаваемых образов. Соответственно, возникают смещенные ролевые стереотипы конкурентного поведения.

Такие ролевые стереотипы формируются под воздействием раз личных причин. Смещение ролевых стереотипов обычно обусловливается сочетанием подходящих мотивов конкурентного поведения. Это про исходит чаще всего под воздействием сочетания мотива принижения и подавления соперников и мотива азарта. Указанные мотивы также соче таются с мотивом самоутверждения в бизнесе, с мотивом обязательной публичной презентации собственной деятельности и с мотивом комфортности.

Мы рассмотрим отдельные образы, которые могут быть определе ны как наиболее характерные примеры ролевого смещения. Таковым выступает, прежде всего, ролевой стереотип авантюрного конкурентного поведения .

Под авантюризмом в деловых отношений понимается принятие решений и осуществление обусловленных ими действий, не опираю щихся на реальную конкурентоспособность компаний. Подобные действия, не будучи обоснованными конкурентным потенциалом предприни мательской фирмы, целиком опираются на сочетание тактики отвле кающего поведения (включая приемы манипулирования и обмана, блеф, имитация деятельности, создание иллюзий) и субъективного искажения соответствующих образов фирмыноватора, фирмыперехватчика или других – умышленного или непроизвольного. Конкуренция в системе бизнеса никогда не обходится без авантюризма со стороны отдельных субъектов деловых отношений, имеющих личную или групповую склонность к использованию тактических маневров как приоритетной модели тактического конкурентного поведения, переоценке собственно го места на рынке товаров и услуг, а также к принятию ярких, красивых, но необоснованных решений.

Смещение ролевых стереотипов конкурентного поведения происходит также под воздействием приемов борьбы без правил, умышленно или непроизвольно применяемых многими субъектами предпринима тельского бизнеса. Желание вести борьбу без правил весьма распростра нено среди предпринимательских фирм, действующих в государствах с еще не сложившейся рыночной экономикой. Суть данного подхода состоит в стремлении осуществлять против выделенных соперников конкурентные приемы, которые запрещены законом и различными иными директивными документами.

Запрещение на проведение тех или иных приемов конкурентной борьбы предусматривается разными отраслями современного права. Разумеется, субъекты бизнеса, приступая к предпринимательской деятель ности в самом начале своего пути на избранном поприще, обязаны озна комиться с принятыми в стране и международными нормами права – ведь незнание закона не освобождает компании от несения ответствен ности за их несоблюдение. Поэтому применение любой фирмой тактики борьбы без правил по собственному недомыслию представляется просто невероятным в скольконибудь серьезном бизнесе.

п»ї

Вместе с тем, субъекты предпринимательского бизнеса могут применять борьбу без правил в соответствии с прагматическими расчетами. Данные расчеты бывают разными, и это обусловливает наличие шести разновидностей использования компаниями борьбы без правил для усиления тех или иных создаваемых образов. В качестве таковых можно назвать:

-     тактику мелкого фола ; суть данной разновидности борьбы без правил состоит в том, чтобы идти на незначительные правонарушения, которые, как правило, остаются безнаказанными122;

-     тактику крупного фола ; суть данной разновидности борьбы без правил состоит в том, чтобы допускать нарушение закона и других обязательных правил осмотрительно, не привлекая к себе внимания внешнего окружения;

-     тактику презумпции вечной невиновности ; ее суть, состоит, напротив, в привлечении всеобщего внимания к своей способности без наказанно нарушать закон;

-     тактику презумпции вечной виновности собственных противников; ее суть состоит в привлечении всеобщего внимания к действиям противников, которые общественность обязательно должна счесть неправомерными, вне зависимости от того, являются ли они таковыми на деле или нет;

-     тактику безысходности правонарушений ; ее суть состоит в том, что компания умышленно идет на нарушение закона в условиях, когда его нормы противоречат нормам других законодательных документов;

-     тактику кидания партнеров ; суть этой тактики состоит в осуществлении конкурентных приемов, которые не предполагают нарушения законодательных норм, но, тем не менее, ведут к Термин тактика мелкого фола заимствуется нами из спортивной лексики, конкретно из правил игры в баскетбол. Под фолом понимается нарушение правил, под мелким фолом, соответственно,  незначительное нарушение правил, которое спорт смены допускают постоянно и, как правило, объясняют это высокой интенсивностью игровых действий обоих соперников по поединку.

Дистанционные Курсы Forex - это великолепная перспектива для тебя подготовиться к удачной работе на Forex!

Такие расчеты базируются на следующих предположениях. Приемы борьбы без правил, применяемые исподтишка в виде тактики мел кого фола , очень сложно изобличить и пострадавшим соперникам, и государственным надзорным и правоохранительным органам. Данную тактику конкурентного поведения охотно применяют многие субъекты предпринимательского бизнеса под прикрытием отговорок о том, что, мол, все так делают.

п»ї

Тактика крупного фола применяется в случаях, когда руководство компании намерено пренебрегать законом покрупному, но, по нятное дело, не намерено отвечать за правонарушения. Для гарантии ус пеха компании необходимо либо обладать сверхъестественной маневренностью во время проведения разнообразных проверок ее деятельности многочисленными надзорными и правоохранительными органами, либо наладить с указанными органами деловые взаимовыгодные отно шения, приобретая статус зависимых партнеров данных отношений. При этом надо хорошо понимать, что подобные сделки с органами государственной власти также являются нарушением закона, причем с обеих сторон.

Более изобретательной версией тактики крупного фола является тактика безысходности правонарушений . Данная тактика избирается в условиях, когда наблюдаются несоответствия норм действующего за конодательства и нарушение одних законодательных норм компенсиру ется соблюдением других – предписывающих компаниям прямо проти воположные действия. При этом закон нарушается все равно, но руково дство компании идет на подобные нарушения как бы в силу безысходной неизбежности.

Тактика кидания партнера применяется, когда одна из сторон сделки принимает решение отказаться от соблюдения ее условий в одностороннем порядке, не уведомляя об этом другую сторону. Отсутст вие правил борьбы состоит в забвении не норм закона, а правил деловой деятельности. Руководство фирмы, пожелавшей кинуть своего парт нера, как правило, делает это, рассчитывая на безнаказанность подобных действий. Оно полагает, что противнику никогда не удастся доказать в суде свою правоту, либо это займет слишком много времени, либо найдутся способы влияния на принятие нужных решений. В отличие от тактики мелкого фола данная тактика конкурентного поведения имеет свои особенности, главная среди которых связана с определением размеров кидания  один из противников может кинуть, а его партнер, соответственно,  попасть покрупному.

Тактика презумпции вечной невиновности является самой наглой разновидностью стереотипа борьбы без правил. Она применяется субъектами бизнеса при условии обладания большой конкурентной си лой, очень мощными конкурентными позициями, которые обусловлива ются наличием у субъектов бизнеса естественных или искусственных конкурентных преимуществ, что способствует официальной поддержке таких предпринимателей в органах власти и управления, а это, по сути, ставит их вне конкуренции.

Презумпция невиновности является общим правовым принципом, согласно которому каждое лицо признается виновным лишь при нали чии доказательств вины. Сделавшись национальной гордостью, субъекты бизнеса приобретают презумпцию вечной невиновности – они дей ствуют, осознавая, что трудно будет найти смельчака, который решится на сбор и систематизацию доказательств их вины на фоне высокой общественной оценки и тотальной общественной поддержки их бизнеса. Ничего вы нам не сделаете,  свято убеждены многие руководители таких компаний.

Но наиболее агрессивной по форме разновидностью использова ния борьбы без правил является, конечно, тактика презумпции вечной виновности . Данная тактика конкурентного поведения опирается на признание вечной вины за противниками. Она в каждом конкретном случае нарушения закона опирается на описанные ранее представления на тему сильный всегда прав, более характерные для эпохи свободной конкуренции, нежели для современного бизнеса. Не случайно указанная тактика конкурентного поведения является наиболее распространенной в областях криминальной деловой деятельности.

Тем не менее, подобные представления нередко влияют на действия не только сильных и слабых конкурентов, но и работников органов государственной власти и управления, особенно в странах с транзитивной экономикой, где традиции цивилизованного рыночного хозяйствования пока не сложились в полной мере. Применение рассматриваемой тактики конкурентного поведения опирается на следующие условия:

-     правоприменительная практика в этих странах недостаточно развита;

-     контрагенты и потребители продукции сторонников указанной тактики не имеют реальной возможности отстаивать свои суверенные права;

-     действия приверженцев этой тактики имеют высокое общественное признание и поддержку – в противоположность действиям их жертв.

Рассмотрим еще одну причину смещения ролевых поведенческих стереотипов субъектов предпринимательского бизнеса, вытекающую из мотива комфортного бизнеса и обусловливающую явление, которое вернее всего было бы определить как тактику жадного наращивания конку рентных преимуществ или просто как жадную конкурентную борьбу. Могут ли конкуренты в бизнесе проявлять и демонстрировать жадность в процессе осуществления предпринимательской деятельности? Конеч но, как и субъекты любых иных отношений. Стереотип жадности состоит в тактике конкурентных действий, осуществляя которые субъекты предпринимательского бизнеса стремятся захватить как можно больше тактически и стратегически выгодных конкурентных позиций, отодвинув с них своих соперников.

Прагматически жадное исполнение компаниями любой ролевой функции базируется на вполне резонном желании каждого из соперничающих предпринимателей приобрести максимум возможностей для реализации собственных деловых интересов, а это обеспечивается при наличии устойчивых конкурентных позиций. В отличие от других конкурентов, стремящихся лишь к достижению наилучшего или доминирующего положения в стратегическом ядре своего бизнеса, жадные предприниматели усматривают в большом числе занимаемых ими пози ций на разных рынках существенный фактор устойчивости своего кон курентного статуса. Лучше всего, конечно, иметь выгодные, наилучшие, доминирующие конкурентные позиции везде. Но поскольку это трудно осуществить практически, жадные предприниматели могут удовлетвориться и просто наличием каких-либо позиций.

В обычном понимании существа этических категорий жадность расценивается как не самое привлекательное свойство людей. Жадные люди, действительно, весьма неприятны. Однако было бы несправедли вым не признать, что такие люди, начав заниматься бизнесом, оказываются весьма полезными для окружающих. Самые авторитетные и мощные по величине финансовых активов коммерческие банки и страховые компании созданы и администрируются очень жадными людьми. Но именно с такими финансовыми организациями предпочитают иметь дело крупные ссудополучатели или предприниматели, желающие застраховать или перестраховать риск конкурентных действий в условиях масштабной, тем более полной неопределенности.

Прагматически жадное исполнение компаниями своих ролевых функций состоит в расчетливом применении стереотипа жадности, которое можно определить как тактику действий компании по жадному расчету или как тактику расчетливой жадности . Ведь если жадность невозможно искоренить, надо ею по возможности разумно пользоваться. Напротив, романтически жадное исполнение компаниями своих ролевых функций не опирается на трезвые расчеты всех последствий проявления жадности. Поэтому его справедливо было бы определить как тактику неуемно жадного конкурентного поведения или просто как тактику неуемной жадности .

Обе разновидности тактики жадного поведения следует различать между собой. Тактика расчетливой жадности лежит в основе всякого инициативного конкурентного поведения. Именно указанный тактический стереотип во все времена лежал и продолжает лежать в основе такого широко распространенного в современном бизнесе явления, как диверсификация бизнеса, особенности которого как особой ролевой функции конкурирующих субъектов предпринимательского бизнеса мы рассматривали ранее.

В крупном стандартном бизнесе диверсификация применяется только посредством тактического стереотипа расчетливой жадности. Крупные предприниматели идут на диверсификацию своей деловой дея тельности, ориентируясь именно на прагматически жадное исполнение ими своих ролевых функций. Стремление проникнуть в новые области бизнеса, вступить в конкуренцию с другими компаниями, действующими в этих областях, а заодно и пересмотреть тактику действий против традиционных соперников, в каких бы стратегических установках субъектов крупного бизнеса оно ни выражалось, всегда проводится в жизнь с помощью расчетливой жадности.


Читать далее: Ролевой статус субъектов предпринимательского бизнеса.