Разделы



Этика современных предпринимателей

Только после того, как были показаны особенности российских предпринимателей, а также условия, в которых они действуют, можно понять их этику. Рассмотрим основные факторы, влияющие на этические нормы предпринимателей.

К важнейшим , по мнению автора, можно отнести: • национальную культуру страны;

•      идеологию;

•      тип рыночной экономики в данной стране;

•      национальные особенности предпринимателей.

Как влияет каждый из этих факторов на этику российских предпринимателей?

1-й фактор - национальная культура страны. Определить влияние этого фактора можно только после того, как мы договоримся о том, что мы понимаем под культурой. Сегодня только на Западе существует 175 определений термина культура. И ни одно из них не является общепринятым и бесспорным. В России таких определений более 200. Разумеется, причиной является не интеллектуальная слабость ученых, которые не способны дать однозначного и бесспорного определения культуры. Такое определение в принципе едва ли возможно в силу характера объекта. Культура - это сложный и многообразный феномен, отдельные элементы которого нуждаются в несовместимых и даже противоположных определениях. К тому же состав культуры и ее роль в общественной жизни меняются в зависимости от места и времени.

Более того, в английском и романских языках понятие культуры совпадает с понятием цивилизации. В русском языке такого совпадения нет, о чем наиболее ясно говорил еще в 1918 г. великий отечественный философ Н.А. Бердяев: “Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура - благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.... Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. ... Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие94”.

Исходя из такого понимания культуры, Н.А. Бердяев еще 80 лет назад предупреждал о неизбежном падении культуры в условиях развития буржуазно-демократического общества. “Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет   с   собой   в   мир.   От   демократизации   культура   повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию . Высшие подъемы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утонченно культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века”, - писал Н.А. Бердяев.

п»ї

В современном западном обществе о кризисе культуры пишется очень много. Развитие в России особенно в последние десять лет полностью подтверждает самые худшие опасения Н.А. Бердяева и других философов о растлевающем влиянии на культуру принципов буржуазного общества.

Для исследования влияния культуры на этические нормы российских предпринимателей ценным является определение культуры, которое не считается общепринятым, но является классическим. Американский социолог Эдгар Шайн писал, что культура - это сумма решений, которые народ или группа народов нашли в ходе своего эволюционного развития, или которые они открыли, изучая жизнь. Эти решения позволяют им приспособиться к внешним влияниям и к внутренней   интеграции .

Данное определение позволяет понять, почему культура оказывает столь большое влияние на практику предпринимательской деятельности.

Можно, конечно, ограничиться интуитивным смыслом слова “культура”, устанавливаемым путем перечисления ее составных частей. Обычно в культуру включается литература, музыка, живопись, моды, архитектура, танцы, кино, оформление помещений и т.д. Любой более или менее образованный человек может по крайней мере в важных случаях отличить деятелей культуры, произведения культуры от того, что в культуру не включается.

Занятия Форекс - это прекрасная перспектива для тебя подготовиться к прибыльной работе на бирже Forex!

Западноевропейская культура сложилась как культура высочайшего интеллектуального, морального и профессионального уровня, причем с утонченным и чрезвычайно строгим эстетическим вкусом. Эта культура сыграла беспрецедентную роль в просвещении и нравственном совершенствовании человечества.

В ХХ веке начался упадок западноевропейской культуры как особого исторического типа культуры. Это отмечали многие. Так, А.А. Зиновьев пишет, что культура утратила роль лидера общественного прогресса, перестала быть просветителем и учителем нравственности и вкусов общества. Относительно сократился ее объем в культурной жизни стран Запада. Ее потеснили явления культуры иного типа. Искусство стало раскованным, стало ломать все жанры и стили, стало использовать все способы производить сенсации. Даже сумасшествие стало рассматриваться как высшая форма творчества. Современная культура не рассматривает себя как отражение социальной реальности. Подобную оценку современной культуре Запада дают многие социологи и философы, в том числе Д. Белл 97.

п»ї

В конечном итоге культура стала сферой капиталистического бизнеса. Сложилось все расширяющееся производство предметов культуры и зрелищ. Сфера культуры превратилась в рынок, что наблюдается в 90-е годы ХХ века и в России. На Западе, как теперь и в нашей стране, высшими критериями ценности продуктов культуры стали отношения спроса и предложения. Рыночная цена вытеснила эстетическую оценку. Судьями каче ств пр оизведений культуры стали эксперты масс медиа , руководствующиеся отнюдь не критериями эстетики, морали, просвещения, гуманизма. Все это, к сожалению, слишком хорошо известно, так что нет необходимости продолжать описание этой деградации культуры.

В целом - за очень небольшими исключениями - искусство с высокоинтеллектуального уровня опустилось на уровень примитивно-эмоциональный. Но именно такое искусство, как и вся культура современного Запада, имеет успех, поскольку рассчитана на самые широкие слои, на примитивные потребности, на самые примитивные вкусы, на самый убогий менталитет. Сегодня господствует в основном культура посредственностей и для посредственностей. Она весьма отрицательно влияет на морально-этические нормы российских предпринимателей.

Системный подход к культуре позволяет выделить восемь основных элементов, взаимодействие между которыми определяет характер национальной культуры:

•      Семья, где человек усваивает первые культурные и моральные ценности, познает нормы поведения.

•      Система образования, где молодые граждане страны получают информацию, знания и ценностные ориентации, формирующие их мировоззренческие взгляды и этические нормы.

•      Экономическая система, характеризующаяся способом производства и распределения товаров и услуг в обществе.

•      Политическая система, которая показывает членам общества, как поддерживается порядок и власть.

•      Религия, призванная определять мораль и ценности в обществе.

•      Система социализации, характеризующая принципы социального группирования в обществе.

•      Система здравоохранения, показывающая, как в условиях данной культуры общества осуществляется профилактика и лечение заболеваний.

•      Система отдыха, характеризующая те или иные формы организации досуга 98.

Все перечисленные факторы влияют на формирование определенной национальной культуры в России, которая во многом определяет этические нормы предпринимателей. Наглядно эту взаимосвязь можно показать на схеме (схема 1).

2-й фактор - идеология. В любом обществе идеология базируется на определенных ценностях, образующих определенн ую ие рархию. Существуют основные, базовые ценности. К ним относятся социальные ценности , которые призвана охранять идеология. Эту роль идеологии обосновал еще К. Маркс, впоследствии его идеи были развиты рядом современных ученых на Западе и в России. Любое общество создает целую систему институтов для защиты своей идеологии, которая в свою очередь опирается на эти институты. Можно привести множество примеров такого взаимодействия. Пожалуй, наиболее показательным является пример частной собственности, как базовой ценности западных обществ. Сегодня эту ценность стремятся внедрить в российское общество.

Изменение идеологии происходит под влиянием внешних и внутренних перемен. Но всякая система ценностей, имея своих приверженцев в обществе, обладает известной инерцией, консерватизмом, способностью сохраняться даже в условиях, когда обстоятельства, вызвавшие их к жизни, радикально изменились. Идеология, которая отстала от потребностей жизни, консервативная идеология оказывает негативное влияние на этические нормы в обществе и в том числе на мораль предпринимателей. Еще более страшное влияние на современное российское общество и его предпринимателей оказывает навязываемая ему идеология разрушения.

Третий фактор - тип рыночной экономики. Этические нормы предпринимателей весьма различны в Японии и США, в Германии и Швеции, хотя повсюду утвердилась развитая рыночная экономика. Обусловлено это рядом факторов, среди которых важное место занимает тип рыночной экономики. В. Шюлер - известный немецкий экономист - выделяет два типа рыночной экономики:

•      немецкая и японская экономики, которые в настоящее время ученые относят к так называемому stakeholder capitalism (капитализму соучастия). При этом типе рыночной экономики предприниматели должны соблюдать интересы всех, кто занят на предприятии;

•      англо-американская форма рыночной экономики, которую именуют shareholder capitalism (акционерный капитализм), где превалируют интересы собственников капитала, а предприниматели вынуждены руководствоваться в своих действиях критерием возрастания shareholder value (т.е. стоимости для акционеров, равной фактической стоимости акций, принадлежащих акционеру, плюс то влияние, которое он может приобрести, купив дополнительные акции данного акционерного общества)99.

В условиях Западной Европы немецкий тип рыночной экономики формирует явно более привлекательный (точнее: более эффективный) набор каче ств пр едпринимателя. Об этом можно судить по данным опроса, который провели среди 8 тыс. предпринимателей пяти стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания) немецкие социологи. Опрашиваемым был предложен один вопрос: Какие из 10 качеств (компетентность, эффективность, чувство юмора, надежность, упорство в работе, предприимчивость, образованность, человечность, способность работать в команде, пунктуальность) и в какой степени присущи предпринимателям разных стран. Максимальное количество баллов, которое возможно было получить, составляло + 90, минимальное - - 40 (минус 40). Результаты опроса приводятся в  таблице 6.

Оценки, полученные немецкими социологами, в значительной степени субъективны. Они отражают точку зрения участников опроса. Но в целом они дают верное (хотя иногда весьма неожиданное) представление о различиях национальных характеров, которые, безусловно, влияют на этические нормы предпринимателей стран Европы.

Четвертый фактор, влияющий на этические нормы российских предпринимателей - национальные особенности русских. В 80-е годы международная исследовательская группа западных социологов изучала национальные особенности граждан различных стран100. Было отмечено, что русские в большей мере, чем американцы скупы, скрытны, серьезны, скептичны. Русские как правило настойчивее американцев, требовательнее, осторожнее, спокойнее, скромнее, тактичнее, практичнее, прилежнее и умнее. Американцы же отважнее, веселее, агрессивнее, тщеславнее русских.

Американский ученый Д. Пибоди провел дополнительное исследование национальных особенностей русских и отметил следующие черты:

•      в личных отношениях русских стремятся к эмоциональной близости. Русские больше всего ценят личные качества человека, а не его успехи.

•      з ависимость от группы, поскольку именно группа задает правила и нормы поведения.

•    внутренняя противоречивость русских: с одной стороны, они

стремятся к доверительным отношениям, с другой стороны, русские

опасаются, что их доверием могут злоупотребить.

Д. Пибоди отмечал, что русские сохранили эти национальные

особенности и в советское время. В постсоветское время (1991 - 1999

гг.), как было показано выше, народ России не принял западных

ценностей, что обусловило и отношение большинства населения страны

к предпринимателям, так называемым “новым русским”. Традиционные

национальные   черты   русских,   разумеется,   оказывают   влияние   на

формирование этических норм предпринимателей. Хотя это влияние не

является определяющим в современных условиях.

О формирование этических норм современных российских предпринимателей необходимо сказать подробнее.

Большинство предпринимателей России - молодые люди в возрасте от 25 до 38 лет. 85% предпринимателей имеют законченное высшее образование, как правило - техническое. Их моральные нормы формировались в условиях ломки традиционных ценностей нашей страны и ее криминализации. В этих условиях многие молодые люди мечтают стать предпринимателями и готовы не считаться с моральными ограничениями ради получения больших и скорых денег.

Опрос, проведенный Институтом молодежи в 1998 г., показал, что каждый второй молодой человек мечтает открыть свое дело, то есть стать предпринимателем. При этом 33% молодых людей убеждены, что хороши любые доходы; 20% считают, что взятка - нормальный способ зарабатывания денег, а каждый десятый готов идти на грабеж101.

Более представительны, по мнению автора, данные Института социологии РАН. Он опросил в 1995 г. 315 мелких и средних предпринимателей в трех регионах страны: Владивостоке , Новосибирске и Калмыкии102. Результаты представлены в таблице 7.



 


Из таблицы следует, что предприниматели, занятые в малом и среднем бизнесе, признают, что большинству из них приходится:

•        скрывать часть дохода от налогообложения     (78%);

•        подкупать должностных лиц.......................     (61%);

•        говорить неправду в интересах своего дела      (70%).

В то же время мало кто пойдет на подделку документов (41% высказали это убеждение); еще меньшее число предпринимателей, по мнению респондентов, готово совершить крупное уголовное преступление в отношении конкурентов (так утверждали 69% респондентов).

В этом, по-видимому, заключается существенное отличие морального облика предпринимателей малого и среднего бизнеса от морали крупных предпринимателей современной России, которые не останавливаются ни перед чем ради выгоды, зная, что они всегда сумеют откупиться от судебного преследования.

На формирование этических норм предпринимателей, безусловно, влияет изменение ценностных ориентаций всего населения страны. Это касается как России, так и других бывших стран социализма. В Европе самой крупной компанией по исследованию рынка и потребителя считается ГФК. Международное сравнительное исследование группы ГФК о личностных ориентациях было проведено в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию103. Результаты исследования представляют безусловный интерес (таблица 8).


Как видно из таблицы, именно в России утвердился принцип опоры на собственные силы: прежде всего - на самого себя, затем - на свою семью. Так что утверждение о том, что население России привыкло к патернализму государства, обвинение русских в иждивенческих настроениях весьма несостоятельны: на государство в России полагается всего 9% опрошенных. Но и на предпринимателей надежда слабая: на них полагаются всего 2 процента респондентов.

К сожалению, именно в России самый низкий показатель веры в помощь соотечественников (всего 7 %). К счастью, уже ни у кого в России нет иллюзий, что “Запад нам поможет” (0%!!).

Этические нормы российских предпринимателей формируются в условиях “атомизации ” нашего общества, неверия абсолютного большинства населения в помощь государства, а также отечественных и зарубежных предпринимателей. Причем, во всех странах Центральной и Восточной Европы отмечается то же недоверие к предпринимателям, но вера в помощь государства выше

Рассмотрим, как проявляются этические нормы предпринимателей в деловых отношениях. Российский бизнес в наши дни - это преимущественно социально безответственный бизнес, не преодолевший пока в себе примитивную алчность и нравственную неразборчивость. Не приходится даже говорить о таких признаках дореволюционного предпринимательства России, как филантропия и благотворительность в значимых размерах.

Наиболее существенными формами проявления подобного рода этических норм современных предпринимателей в их деловых отношениях с партнерами являются:

1. Смешивание личных и деловых отношений. Современные предприниматели полагают, что добрые личные отношения обязывают делать уступки и в сугубо деловом общении. В русском языке есть, правда, поговорка: “Дружба - дружбой, а служба - службой”, но, вероятно, ею руководствовались предприниматели дореволюционной России. В наши дни предприниматели стремятся установить “дружеские” отношения с деловыми партнерами, для чего широко используются щедрые застолья с обилием выпивки. После совместного распития спиртного российские предприниматели рассматривают своих партнеров по сделке, как “друзей”, от которых ожидают дружеского отношения и в деловых переговорах.

Западные предприниматели всегда подчеркивают, что они никогда не   отождествляют   личные      и   деловые      отношения.   Российских предпринимателей это нередко обижает, хотя им просто следовало бы вернуться к этическим нормам русских, чтобы изменить свои деловые отношения как с соотечественниками, так и с зарубежными партнерами. Несколько слов о застольях. Распространился миф о том, что славянские народы всегда были пьяницами и алкоголиками. Это -н еправда! Трезвеннические традиции у славян во все времена были особенно сильны и всегда славяне употребляли хмельное в значительно меньших количествах, чем, например, французы, итальянцы, испанцы и немцы. Изучение документов прошлого неопровержимо доказывает это.

Так, в “Поучении о казнях божиих ” (XII век), одном из самых ранних сочинений, направленных на борьбу с пьянством, трезвость пропагандируется в самых сильных выражениях: “Как говорит апостол Петр: “Братья, будьте трезвы, потому что супостат ваш дьявол ищет пьяных, да и пожирает их! О горе! И снова скажу: о горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела-хранителя своего и привлекаем к себе злого беса, пьянством удаляемся от святого духа и приближаемся к аду, не имея на устах своих слова божия из-за пьянственной гнили. Бесы рады бывают нашему пьянству и, радуясь, приносят дьяволу жертву пьянственную от пьяниц . Дьявол же, радуясь, говорит: “Никогда я так не веселюсь и не радуюсь жертвам язычников, как пьянству христиан, потому что в пьяницах все дела моих желаний”104. Чтобы понять влияние этих слов, написанных в России 800 лет назад, надо вспомнить, что в древности все славяне были верующими.

Через 400 лет появилась молитва “Благоухающим царям наставления в землемерии” (XVI век), в которой говорится: “Если не будут уничтожены корчмы, которые, как известно, есть пособники для растления холостых и прелюбодейства женатых, ответ будут держать те, кто богатели на этом. Господи, умилосердись и вразуми нашего царя не только закрыть корчмы, но и запретить всякие хмельные напитки”105. Что это, если не вековая мечта русского народа о разумной трезвенности?

Кстати, в научной литературе уже неоспоримо доказано, что “сухие законы” в России не были бесполезными, как это утверждается отечественной и зарубежной пропагандой. В работах академика Ф. Углова (“В плену иллюзий”, “Сердце хирурга”) убедительно доказано, что в России народ вел борьбу за запрет производства и продажи алкоголя на вечные времена. Стоило лишь в 1914 году ввести в России “сухой закон” на добровольных началах, как по всей стране местное самоуправление,     сходы     потребовали     закрытия     винокурен, трактиров и шинков. Добровольно были сданы и самогонные аппараты.

Не стоит забывать, что в условиях “сухого закона” и при отсутствии “боевых ста грамм” русская армия неплохо проявила себя в первой мировой войне. На трезвую голову были совершены революции 1917 года. Попытки пустить алкоголь против революционного народа решительно пресекались Военно-революционными комитетами.

19 декабря 1919 г. было принято Постановление СНК РСФСР о

запрещении производства и продажи крепких спиртных напитков (крепче 2 градусов) по всей территории РСФСР. Это Постановление, подписанное Лениным, Бонч-Бруевичем и Фотиевой, в народе получило название “ленинского сухого закона”. До сих пор этот трезвеннический документ остается лучшим!.

Именно в условиях трезвости были выиграны сражения Гражданской войны и восстановлено разрушенное хозяйство. Однако после смерти Ленина в 1925 г. действие Постановления СНК РСФСР было временно (!) приостановлено. И.В. Сталин обещал позднее возобновить его действие. Началось нарастание потребления алкоголя в стране, но при жизни И.В. Сталина оно происходило медленно. На эти годы пришлось выполнение нескольких пятилетних планов, коллективизация и индустриализация, создание экономического и оборонного потенциала страны, победа в Великой Отечественной войне, послевоенное восстановление и создание ракетно-ядерного щита. Произошло становление СССР как великой сверхдержавы.

Все это позволяет сделать вывод, что сухие законы отнюдь не бесполезны, особенно в России, где столь сильны были трезвеннические традиции в народе.

Сегодня в России алкоголизм ежегодно уносит более миллиона жизней людей, 4 миллиона квадратных метров жилья гибнут в пьяных пожарах, снижается умственный потенциал народа, в том числе предпринимателей, страдает генофонд народа, нарастает вырождение. Пьянство разрушает нравственное здоровье человека, его культуру, духовность.

Тысячи и тысячи предпринимателей наживаются на производстве (легальном и нелегальном) и сбыте алкоголя. Вольно или невольно они участвуют в войне против собственного народа, в которой алкоголь используется как оружие массового поражения. В этой войне они гибнут и сами, привыкая налаживать деловые отношения с помощью таких доз спиртного, что впоследствии им не поможет никакая медицина обрести здоровье и радость предпринимательской деятельности.

2. Ненадежность, безответственность - еще одно проявление сегодняшних этических установок предпринимателей. У предпринимателей отсутствует внутренняя мотивация соблюдать договор (письменный или устный), они легко отказываются от своих обещаний, что породило “спрос” на особого рода специалистов по выбиванию долгов, обещанных денег в пользу пострадавших предпринимателей. Подобное поведение особенно шокирует зарубежных партнеров наших предпринимателей. Руководитель одной из немецких фирм Бруно М. рассказал автору в июле 1998 г. в Регенсбурге (город в Баварии) о нескольких случаях необязательности российских предпринимателей, их странного (по его мнению) поведения в бизнесе. Например, три молодых предпринимателя из Магнитогорска обратились к нему с просьбой помочь им наладить закупки в Германии продовольственных товаров. Поскольку Бруно М. хорошо знаком с современными предпринимателями России, он им сказал: “Господа, я сделаю это для Вас, но при следующих условиях:

•      Вы привозите мне наличными 100 тыс. марок, которые мы положим в банк в качестве гарантии оплаты. Деньги будут расходоваться для оплаты товаров, приобретение которых я организую;

•      Вы представляете мне документ о регистрации Вашего торгового ООО, а также выписку из реестра торговых фирм, где зарегистрирована Ваша торговая фирма.

После этого мы начнем сотрудничество”.

Через полтора месяца, - продолжал рассказывать Бруно М., -молодые люди снова появились в моей фирме. Они привезли все документы и 70 тыс. долларов наличными. Я не спрашивал, как им удалось перевести такую сумму через две границы.

Мы тут же заключили договор, предусматривающий, что я получаю комиссионные в размере 5% (т.е. в сумме 5 тыс. немецких марок). Деньги были внесены на счет в банк. При этом 5 % комиссионных были положены на гарантийный счет, предусматривающий, что по истечении определенного времени эти деньги становятся собственностью немецкой фирмы. Предприниматели из России определили затем приоритетность закупаемых продовольственных товаров и уехали в Голландию.

Я думал, - сказал Бруно М., - что мне удалось все предусмотреть, чтобы гарантировать сделку. Но она была все-таки сорвана. Предприниматели вернулись из Голландии и сказали, что курс доллара в России настолько вырос, что им выгоднее забрать свои доллары, вернуться в Москву и провернуть валютную операцию. К счастью, -п родолжал Бруно Б. - я еще не подписал договор с оптовиками, так что молодые люди смогли без проблем забрать свои деньги. 5 тыс. немецких марок до начала 1999 г. оставались на гарантийном счете в качестве беспроцентной ссуды. Они были комиссионными за несовершенную не по вине немецкой фирмы сделку.

В начале 1999 г. уральские предприниматели снова вышли на Бруно М., но уже не с просьбой о продолжении деловых отношений, а с требованием вернуть и эти пять тыс. марок. Хотя это было противозаконным требованием, Бруно М. предложил им компромисс: половину суммы он отдает им, а половина - его комиссионное вознаграждение за услуги. Предприниматели из России согласились.

Бруно М. считает, что подобное поведение российских предпринимателей встречается в 30 - 40 процентах всех деловых отношений с зарубежными партнерами. “У русских предпринимателей нет предпринимательской добросовестности”, - отметил Бруно М., объясняя это тем, что до перехода к рыночной экономике русские не смогли научиться думать и действовать в категориях рынка. Между тем, основой деловых отношения в рыночных условиях является неукоснительное соблюдение договорных обязательств (как письменных, так и устных)106.

3. Современные этические нормы российских предпринимателей ведут к тому, что большинство из них в деловых отношениях демонстрируют качества “акул”107. Позитивная социальная ориентация и высокий жизненный потенциал характерны для предпринимателя, которого принято называть “дельфином”. Негативная социальная ориентация в сочетании с высоким жизненным потенциалом формируют тип предпринимателя, называемый “акулой”. Их различают прежде всего этические нормы поведения, что ведет к принципиальным различиям в характере деловых отношений этих двух типов.

Сегодня господствующим как в России, так и на Западе типом предпринимателя является “акула”. В соответствии с этической ориентацией у этих предпринимателей сформировалось мировоззрение, которое характеризуется следующими принципами:

•      Отношение к людям: Для этого типа предпринимателей люди -л ишь средства для достижения целей “акул”. Тех людей, которые кажутся “акуле” умнее и сильнее, чем он, такой предприниматель рассматривает как конкурентов, то есть врагов. По возможности, их надо устранить. Иначе победят конкуренты. Выживает сильнейший. Победитель получает все.

•      Отношение к обществу. Для “акулы” общество - это сборище людей, которые принимают законы, причем, одни из этих законов полезны для “акулы”, другие - вредны. Последние предприниматели - “акулы” нарушают во всех случаях, когда можно избежать наказания.

•      Отношение к самому себе. В принципе предприниматели типа “акула” убеждены, что они - лучше других людей.

•      Отношение к миру и природе. Мир “акула” считает враждебным, холодным и опасным. Поэтому “акула” всегда должна быть начеку. Природа, по мнению этих предпринимателей, - это кладовая богатств, из которой надо брать столько, сколько сможешь. Иначе другие предприниматели не упустят возможности поживиться.

•      Отношение к духовным ценностям. “Акула” не исключает существование Бога. Но предприниматель этого типа убежден, что его религиозная мораль не имеет ничего общего с моральными нормами в деловых отношениях.

•      Отношение к своему делу. Свою предпринимательскую деятельность “акула” считает основой и источником его власти в мире, средством его защиты от людей и общества.

•      Отношение к риску определяется целиком и полностью соотношением между ожидаемым доходом и возможной опасностью для предпринимателя.

•      Цель жизни предпринимателя - “акулы” определяется принципом: “Живу для самого себя. Стремлюсь жить, как можно лучше”.

•      Средства для достижения целей. Для “акулы” хороши все средства и способы. Моральный выбор для этого типа предпринимателей целиком определяется материальной выгодой.

•      Кто является друзьями и врагами. Все люди для “акулы” -п отенциальные конкуренты. С некоторыми людьми необходимо объединяться для борьбы с общими, особенно опасными конкурентами. Продолжительность союза с другими предпринимателями определяется исключительно материальными выгодами.

Предприниматели такого типа сегодня господствуют в деловом мире России и зарубежных стран. Именно они определяют характер деловых отношений в современном мире 108.

В январе 1997 г. Марион Денхофер сказала: “Если не удастся достичь минимального общественного согласия по этическим нормам поведения граждан, то эта система найдет свой конец в практике “хватай сколько можешь” ( cath - as - catch - can ). Меня не удивит, - заметила М. Денхофер , - если тогда, через десять лет (т.е. уже в 2007 году - В.М.) капитализм так же рухнет, как недавно социализм”109. Хорошо было бы адресовать  эти   слова   представителям   российской   политической   и экономической    “элиты”,        а    также    нашим    предпринимателям, действующих часто по принципу: “После нас - хоть потоп!”.

Читать далее: Перспективы развития нравственного предпринимательства в России