Разделы



Обучение персонала правилам обеспечения безопасности банка работодателя

Изучение рассмотренных в предыдущих разделах угроз безопасности кредитно-финансовой организации показывает, что необходимым участником процесса защиты от них является собственный персонал. Это определяет актуальность специальной подготовки банковских служащих, которая может рассматриваться в системе управления безопасностью в качестве одного из важнейших профилактических методов. Следует учитывать, что в силу действия психологических факторов в глазах сотрудников эта подготовка, в отличие от профессионального обучения и повышения квалификации, всегда будет носить вторичный по значимости характер. Для большинства же высококвалифицированных специалистов, особенно руководителей среднего и высшего звена, она чаще всего будет вызывать плохо скрываемое раздражение (по крайней мере, до момента первого серьезного столкновения с реальными угрозами).

Общими методическими требованиями к организации подготовки:

распространение подготовки на все категории персонала банка, с дифференциацией ее форм и методов по должностным категориям обучаемых;

-      непрерывность подготовки, что обеспечивается регулярным про ведением специальных профилактических бесед или разбором уже состоявшихся угроз в адрес банка;

-      привлечение к подготовке не только специалистов службы безопасности, но и руководителей структурных подразделений банка, обычно имеющих в глазах своих подчиненных больший авторитет;

использование в процессе обучения наряду с теоретическими ма териалами практических примеров из деятельности своего и иных банков;

использование методов обучения, способных вызвать интерес обучаемых к самому процессу подготовки, например, ролевые игры, ви деозаписи , демонстрация некоторых технических средств защиты и т.п.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому профессионально воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать вас баснословно состоятельным.

Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка.

Это подготовка является необходимым элементом первичного обучения и адаптации зачисленного в штат персонала (см. УПП Персональный менеджмент в банке). Она дифференцирована по двум категориям сотрудников - молодых специалистов и банковских служащих, уже имеющих опыт практической работы в других кредитно-финансовых организациях.

Для первой категории рассматриваемая подготовка особенно акту альна, поскольку они в лучшем случае имеют лишь чисто теоретическое представление о безопасности банковской деятельности3. Кроме того, в силу своего возраста они более легкомысленны, амбициозны , следовательно, особо уязвимы к различным методам воздействия со стороны потенциальных субъектов угроз. Обучение данной категории сотрудников осуществляется в несколько последовательных этапов. На первом этапе занятия проводятся со всеми нанятыми молодыми специалистами в форме беседы - инструктажа. Практическая их организация возлагается на службу безопасности банка, специалист которой должен разъяснить обучаемым :

п»ї

общие понятия и направления обеспечения безопасности пред принимательской деятельности;

отраслевую специфику обеспечения безопасности в банковском секторе;

дополнительные требования в этой области, действующие в кон кретной кредитно-финансовой организации.

Здесь следует выделить две связанные друг с другом цели. Во-первых, обучаемые должны осознать необходимость строгого соблюде ния установленных правил обеспечения безопасности работодателя . Во- вторых, и это является более сложной задачей, обучаемых необходимо убедить в целесообразности сотрудничества со службой безопасности как залога их собственного благополучия. Практика показывает, что большинство сотрудников любой российской организации крайне неохотно идут на подобное сотрудничество, считая аморальным информирование службы безопасности о соответствующих нарушениях со стороны коллег по работе. Именно поэтому молодым работникам банка следует в предельно доходчивой форме объяснить возможные последст вия этих нарушений для них лично.

На этом этапе новому сотруднику вручают специальную памятку, которая, выступая элементом внутреннего нормативно-методического обеспечения системы, содержит:

общие правила обеспечения безопасности банка;

-      ответственность сотрудника за соблюдение установленных правил;

-      перечень полномочий службы безопасности по контролю и прямому функциональному руководству соответствующим направлением деятельности банковского персонала;

 

■   рекомендации по предотвращению ситуаций, способных сделать работника банка объектом вербовки и шантажа;

■   рекомендации по поведению в случае попытки вербовки и шантажа.

На втором этапе первичного обучения занятия с молодыми специа листами проводит их непосредственные руководители в структурных подразделениях банка. Их задачей является доведение до обучаемых конкретных правил обеспечения безопасности на конкретных рабочих местах. Прежде всего, обучение касается правил работы с конфиденциальной информацией, включая закрытые базы данных. По некоторым рабочим местам оно может включать изучение особых правил работы с соответствующими клиентами банка, дополнительных элементов техно логий проведения финансовых операций.

Первичная подготовка сотрудников, уже имеющих опыт работы в банковском секторе экономики, проводится по сокращенной программе. Она осуществляется на рабочих местах и включает изучение лишь специфических правил обеспечения безопасности в рамках исполняемых служебных обязанностей. Для работников категорий руководители и эксперты подготовку завершает оформление допуска к конфиденциальной информации различной степени секретности (см. раздел 3 настоящего Пособия).

п»ї

Организация последующей подготовки сотрудников банка.

В соответствии с методическим требованием непрерывности обучения, подготовка сотрудников банка по рассматриваемому направле нию деятельности осуществляется службой безопасности в двух формах.

Регулярная профилактическая работа с персоналом банка прово дится дифференцированно по категориям персонала. Для высшего руко водства она имеет форму специального обзора, ежемесячно представ ляемого за подписью вице-президента по безопасности. Обзор освещает динамику ситуации по рассматриваемому направлению в конкретном банке и включает в себя:

■   фактологический материал - состоявшиеся и предотвращенные угрозы безопасности банка, потери от них, непосредственные виновники или причины, принятые меры и т.п.;

■   ранжированный перечень реальных угроз безопасности банка в текущий момент и рекомендации по их профилактике;

■   обзор ситуации по анализируемому направлению на региональ ном или общенациональном рынке банковских услуг (с особым выделе нием ситуации у главных конкурентов).

Для руководителей самостоятельных структурных подразделений банка ежеквартально проводятся специальные встречи с вице-президентом по безопасности. Для остального персонала служба безопасности проводит специальный инструктаж непосредственно в соответствующих структурных подразделениях (также ежеквартально). При этом рекомендуется основное внимание уделять не уже известным со трудникам правилам безопасности, а разбору выявленных нарушений. В этих же целях служба безопасности может готовить и размещать на общедоступном сайте локальной сети банка регулярно обновляемый бюл летень с соответствующей информацией. Наконец, при выявлении серь езных нарушений правил обеспечения безопасности (разглашение информации, коррупция, саботаж) в конкретном подразделении, обязателен разбор его на общем собрании сотрудников.

Читать далее: Организация контроля над соблюдением персоналом правил обеспечения безопасности и его лояльностью