Разделы



Стратегический менеджмент в системе управления банком

1.1. Стратегия банка и механизм ее формирования

Стратегия банка это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.

Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разра-ботчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализа-ции . Определение же стратегии как набора целей превращает ее из рабочего доку-мента в перечень пожеланий (некий протокол о намерениях), с соответствующей практической ценностью


Варианты выбора подходов, закрепленных в стратегии банка:

>     на альтернативной основе (два принципиально противополо-женных варианта и, возможно, компромисс между ними);

>     на приоритетной основе (могут использоваться все сформули рованные варианты достижения поставленной стратегической цели, но один из них определяется в качестве приоритетного).


Необходимость наличия целостной стратегии определяется:

>     невозможностью успешного выхода на рынок и последующего функционирования на нем без четко определенного генерального курса развития, учитывающего ожидаемые опасности и возможности по всем направлениям деятельности банка;

>     стремлением к постоянному усилению собственных рыночных позиций, т.е. к обеспечению долгосрочных конкурентных преимуществ;

>     потребностями в непрерывном совершенствовании управления собственной деятельностью для повышения ее коммерческой эффектив ности.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому отлично составленные прогнозы Forex могут сделать Тебя архи богатым.

Возможные подходы к формированию стратегии банка: Традиционный подход предполагает разработку стратегии непо средственно самим собственником кредитной организации (данный под ход сегодня актуален только для небольших частных банков, где совме щены функции единоличного владельца и исполнительного руководите ля).

Конкурсный подход предполагает разработку стратегии кандида тами на пост первого руководителя (президента, управляющего и т.п.) на основе сформулированных учредителями основных целей и установленных ресурсных ограничений. Далее проводится конкурс представленных вариантов, победитель которого занимает соответствующую должность и приступает к реализации предложенной им стратегии (подход актуален для вновь создаваемых банков).

п»ї

Примечание: данный подход повышает эффективность процедуры отбора кандидатов на эту важнейшую должность. Сегодня она осуществляется обычно на основе конкурса резюме, т.е. сопоставления их прошлых заслуг. При реализации рассматриваемого здесь подхода конкурс резюме дополняется конкурсом проектов стратегий, что обеспечивает собственникам возможность принять более взвешенное решение.

Интегративный подход предполагает разработку стратегии в два последовательных этапа. На первом этапе руководители основных направлений деятельности банка (финансового, коммерческого, кадрового и т.п.) с учетом полученных от президента установочных задач разраба тывают соответствующие разделы стратегии. На втором этапе эти разде лы интегрируются первым руководителем в целостную стратегию (подход актуален для реорганизуемых банков).

Особенности стратегий создаваемого и уже существующего бан ка:

Для стратегии создаваемого банка характерны:

>  меньшая степень реалистичности стратегии вследствие отсутст вия собственного опыта работы на рынке (следовательно, ниже вероят ность ее успешной реализации);

>  лучшие возможности для внедрения инновационных элементов стратегического управления из-за отсутствия объективных ограничений, сложившихся за всю историю банка - клиентура, персонал, внутренняя организация и т.п. (следовательно, в случае успешной реализации, воз можность получить лучший конечный эффект).

Для стратегии уже функционирующего банка (в режиме коррек-тировки ранее реализуемой стратегии) характерны:

>    большая степень консервативности вследствие наличия объективных ограничений, сложившихся за время работы банка, - клиентура, внутренняя организация и т.п. (следовательно, ограниченный конечный эффект);

>    большая реалистичность стратегии вследствие наличия собственного опыта работы на рынке (следовательно, выше вероятность успешной реализации).

Отраслевая специфика стратегии предполагает большую степень:

>    гибкости (т.е. способности к быстрой адаптации), учитывающей нестабильность современных финансовых рынков;

>    зависимости от текущей финансовой политики государства, от ражающей факт жесткого централизованного регулирования банковской деятельности;

>    зависимости от изменений макроэкономической ситуации (изменения, непосредственно не затрагивающие интересы банка, чаще всего касаются интересов хотя бы одной из его клиентских групп);

>    зависимости от уровня организационно-управленческой культу ры банка (прогрессивность используемых технологий, качество человеческого капитала, эффективность информационного обеспечения и др.).

п»ї

Дополнительная специфика стратегии отечественного банка:

>    невозможность разработки долгосрочной стратегии из-за недос таточной стабильности макросреды и слабой прогнозируемости государственной финансовой политики;

>    ограниченная масштабность (амбициозность ) стратегических целей из-за недостаточности исходного ресурсного обеспечения у большинства банков (прежде всего, финансового и информационного);

>    более высокая вероятность ошибок в процессе разработки и реализации вследствие отсутствия достаточного опыта работы на рынке (не более 14 - 15 лет).

Читать далее: Стратегический план банка