Разделы



Основные направления финансовой стратегии банка

ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕКУЩЕЙ ЛИКВИДНОСТИ.

Практическая значимость данного направления рассматриваемой здесь стратегии определяется ролью управления ликвидностью в системе финансового менеджмента кредитной организации. Ликвидность от ражает способность хозяйствующего субъекта своевременно и в полном объеме рассчитываться по принятым на себя обязательствам. С учетом специфики уставной деятельности банка как финансового посредника она выступает одним из важнейших показателей, характеризующих не только текущее, но и перспективное состояние кредитной организации. Особое внимание к управлению ликвидностью обусловлено жесткими требованиями со стороны Банка России именно к этому параметру фи нансового состояния коммерческих банков3. Нарушение установленных им нормативов грозит банку самыми тяжелыми последствиями, вплоть до приостановления действия и последующего отзыва лицензии.

Таким образом, поддержание собственной ликвидности, по крайней мере на нормативном уровне, является одной из трех важнейших стратегических задач кредитной организации по рассматриваемому на правлению деятельности. При формировании соответствующей полити ки необходимо выбрать оптимальный с позиции внешних и внутренних условий работы банка стратегический подход к решению этой задачи.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с использованием метода общего фонда средств .

Принцип реализации: Подход предполагает, что все свободные средства банка аккумулируются в едином финансовом фонде с их последующим размещением в режиме активных операций. Каких-либо специальных ограничений при этом, за исключением ранее установленного соотношения доходности и ликвидности конкретных типов опера ций, не устанавливается. Таким образом, любой из бизнес-отделов банка может воспользоваться этим фондом как источником финансирования операций.

Преимущества:

> методическая простота применения (отсутствие дополнительных условий привлечения и размещения средств);

Обучение Forex - это хорошая возможность для Тебя подготовиться к прибыльной работе на Forex!

>     оперативность управленческих решений (отсутствие промежуточных управляющих инстанций);

>     отсутствие угрозы увеличения неработающих активов (имеющиеся у банка средства можно размещать при наличии спроса хотя бы на одном сегменте рынка).

Недостатки:

>  высокая вероятность угрозы текущей ликвидности банка из-за несовпадения сроков привлечения и размещения средств;

ПРИМЕР: по состоянию на начало расчетного периода основная часть заем ных сре дств пр ивлечена банком на короткие и средние сроки (на расчетные счета, краткосрочные депозиты и т.п.). В то же время, в силу имеющегося спроса, ранее привлеченные на этих условиях ресурсы были размещены преимущественно на среднесрочной и долгосрочной основе. В результате наступает момент, когда банк не сможет выполнить свои обязательства на рынке пассивных операций. В этом слу чае он вынужден будет срочно искать дополнительные источники привлечения средств, чаще всего - ссуды по межбанку , либо краткосрочные высокодоходные векселя. В случае успеха такого поиска для оплаты этих ресурсов ему придется использовать будущую прибыль, что ухудшит конечные финансовые результаты. При невозможности срочно привлечь дополнительные средства дальнейшая судьба кредитной организации в комментариях не нуждается.

п»ї

>  невозможность долгосрочного планирования процесса движе ния финансовых потоков, который при использовании данного подхода будет определяться лишь состоянием текущего спроса.

Рекомендации по применению: Подход целесообразен для круп-ных банков, в силу своего имиджа на банковском рынке располагающих надежными и относительно дешевыми источниками привлечения дополнительного капитала. В условиях ухудшения рыночной конъюнктуры рассматриваемый подход становится опасным даже для крупных банков.

ВТОРОЙ ПОХОД связан с использованием метода конверсии средств.

Принцип реализации: Подход предполагает строгую координацию сроков привлечения-размещения финансовых ресурсов. Для этого кредитная организация фактически создает три фонда: долгосрочных (более 12-ти месяцев), среднесрочных (3 - 12 месяцев) и краткосрочных (до 3-х месяцев) банковских операций. В первый фонд направляется свободная часть собственного капитала банка и средства, привлеченные на долгосрочной основе. Остальные привлеченные ресурсы распределя ются соответственно между вторым и третьим фондами. Аналогично осуществляются и активные операции. При этом движение финансовых ресурсов через каждый фонд планируется и контролируется специальной службой в составе департамента управления ликвидностью на основании рекомендации собственных маркетологов 4 .

Преимущества:

>     обеспечение постоянной текущей ликвидности банка за счет ко ординации сроков привлечения и размещения финансовых ресурсов;

>     возможность долгосрочного планирования структуры активов в целом и по их базовым элементам;

Недостатки:

>  вероятность неполного размещения средств, особенно привле ченных банком на краткосрочной основе;

ПРИМЕР: ресурсы банка в фонде долгосрочных и среднесрочных операций исчерпаны, но в фонде краткосрочных операций еще достаточно средств. Текущий спрос со стороны клиентов имеется лишь на долгосрочные и среднесрочные вложе ния. При использовании метода конверсии средств он не может быть удовлетворен, следовательно, в фонде краткосрочных операций остаются неразмещенные средства, которые и увеличивают неработающие активы банка, снижая его рентабельность.

>  б ольшая степень сложности организации управления, прежде всего - текущего финансового планирования.

п»ї

Рекомендации по применению: Подход целесообразен для любых типов кредитных организаций, не имеющих надежных и относительно дешевых источников срочного привлечения средств. В условиях нестабильной макросреды он должен использоваться даже крупными банками.

ПРИМЕЧАНИЕ: до настоящего времени большинство отечественных банков используют метод общего фонда средств. Однако после насыщения спроса на краткосрочные и среднесрочные вложения, они будет вынуждены выводить свои активы и на рынок долгосрочных операций. Это обуславливает актуальность переори ентации их политики на метод конверсии средств.

ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с использованием метода научного управления.

Принцип реализации: Подход предполагает широкое использова ние информационных технологий при управлении движением финансовых потоков банка. Для этого применяются специальные математические модели и созданные на их основе программы для скоординированного планирования пассивных и активных операций. Метод позволяет просчитывать конкретные управленческие решения на многовариантной основе с учетом общей финансовой стратегии кредитной организации и текущей ситуации на соответствующих сегментах рынка.

Преимущества:

>     практическое использование возможностей современных ин формационных технологий в банковском деле (по данному направлению оно обеспечивает не просто ускорение соответствующих операций, но принципиально новое качество управления - традиционные методы объ ективно не позволяют учитывать такое количество ситуационных параметров и сопоставлять такое количество альтернативных вариантов, которые включает в расчет компьютер);

>     высокая оперативность формирования управленческих решений на автоматизированной основе.

ПРИМЕР: в качестве близкого аналога можно привести используемые во многих зарубежных мегаполисах автоматизированные системы управления транс портными потоками. Их эффективность не сопоставима с традиционными методами, основанными на применении светофоров, никак не реагирующих на изменения ин тенсивности движения.

Недостатки:

>     высокая капиталоемкость, определяемая стоимостью компью терной техники, программных средств и подготовки будущих пользова телей;

>     высокая чувствительность программных продуктов к регулярным и малопрогнозируемым изменениям параметров внешней среды, неизбежным в условиях нестабильной экономики.

Рекомендации по применению: Подход целесообразен для круп-нейших банковских корпораций и финансовых холдингов, действующих в условиях относительно стабильной внешней среды. Они, как правило, имеют не только мощный финансовый потенциал, но и доступ к источ никам экономической и политической информации, закрытым для более мелких структур.

Читать далее: Процентная политика.