Разделы



Возможные варианты стратегии управления безопасностью банка

Вариант 1. Стратегия упреждающего противодействия.

Принцип реализации: Вариант предполагает возможность использования службой безопасности наиболее активных методов профилактики и противодействия возможным угрозам. Он является логическим следствием ранее избранной банком стратегии роста и вытекающей из нее агрессивной конкурентной стратегии. Основным критерием выбора того или иного метода противодействия возможным угрозам служит его максимальная эффективность, при этом вопросы этичности применения отходят на второй план. При реализации рассматриваемо го варианта допускаются, в частности, банковский шпионаж, не всегда легитимные методы контроля собственного персонала и т.п.

Преимущества:

>     возможность эффективного решения возникающих у банка про блем, связанных с обеспечением собственной безопасности, практически без участия государства;

>     обеспечение приоритета методов профилактического противодействия потенциальным угрозам;

>     возможность обеспечения эффективной поддержки других направлений внутрибанковского менеджмента, в первую очередь, маркетинга и управления персоналом.

Недостатки:

>     высокая вероятность адекватного ответа со стороны пострадавших от подобной политики конкурентов;

>     неизбежные противоречия с действующим законодательством, следовательно, потенциальные проблемы с правоохранительными, судебными и надзорными органами;

>     необходимость более высокого уровня ресурсной поддержки -ф инансовой, кадровой, материально-технической.

Рекомендации по применению: вариант целесообразен для круп-ных банков, ориентированных на обслуживание высокорентабельных предприятий (отраслей) или работающих в условиях жесткого прессинга со стороны конкурентов либо криминальных структур.

Выбор данного варианта стратегии автоматически предопределяет

стратегический подход, связанный с отказом банка от привлечения для ее реализации сторонних специализированных структур (частных детективных и охранных агентств или службы вневедомственной охраны МВД). В этом случае собственная служба безопасности банка комплектуется всеми необходимыми специалистами и обеспечивается соответствующими ресурсами.

Основным преимуществом данного варианта является большая степень доверия со стороны руководства банка к собственным сотрудникам, входящим в постоянный штат организации. При правильной организации управления деятельностью службы и, прежде всего, ее персоналом, появляется возможность воспитания у него так называемого корпоративного духа. Этот термин, пришедший в Россию из зарубежной теории персонального менеджмента, предполагает наличие у сотрудника не только лояльности (которая может быть обеспечена и иными средствами), но личной преданности интересам работодателя. Это может скомпенсировать изложенные ниже недостатки рассматриваемого варианта, за исключением, естественно, полной профессиональной некомпетентности.

п»ї

Недостатками данного подхода выступают высокий уровень затрат на содержание подобной службы, а для периферийных банков – объективные сложности с комплектацией ее

высококвалифицированными сотрудниками всех необходимых специальностей.

Принципиальная ОСУ службы (в данном случае – департамента) безопасности , созданной по такому варианту, представлена следующей схемой.


Вариант 2: Стратегия пассивной защиты.

Принцип реализации: Вариант предполагает стратегическую ориентацию банка на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов. Он является логическим следствием ранее избранной банком стратегии сокращения и вытекающей из нее пассивной конкурентной стратегии.

Преимущества:

>     минимальные затраты на ее практическую реализацию;

>     отсутствие угроз применения к банку соответствующих санкций со стороны государства в силу его полной законопослушности как хозяйствующего субъекта по рассматриваемому направлению деятельности.

Недостатки:

>     полная зависимость безопасности банка от эффективности деятельности правоохранительных органов государства;

>     ориентация на методы противодействия уже реализованным уг розам, которые являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими.

Рекомендации по применению: вариант целесообразен для не-больших банков, работающих либо на наименее конкурентных рынках, либо под патронажем органов государственного управления.

Биржа Forex разрешает каждому желающему зарабатывать на колебаниях курсов валют любых мировых валют легально, круглые сутки, не выходя из квартиры и даже не имея образования!

Выбор данного варианта стратегии автоматически предопределяет

стратегический подход, связанный с минимизацией численности персонала службы безопасности и возложением ее функций на сторонние специализированные структуры , привлекаемые на контрактной основе.

Принципиальная ОСУ службы безопасности , созданной по такому варианту, представлена следующей схемой:

Преимущества:

>     меньшая степень капиталоемкости;

>     гарантированный контрактом профессионализм привлеченных из специализированных структур сотрудников;

п»ї

>     в отечественных условиях - отсутствие многих ограничений, связанных с частной охранной деятельностью.

Основным недостатком варианта выступает недостаточное до верие отечественных банков к любым сторонним структурам.

Рекомендации по применению: вариант целесообразен для государственных и небольших банков, реализующих пассивную конкурентную стратегию.

Вариант 3. Стратегия адекватного ответа.

Принцип реализации: Вариант предполагает стратегическую ори ентацию банка на использование всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения потенциальных угроз. В порядке исключения допускается применение и не полностью легитимных методов, но лишь в отношении тех конкурентов или иных субъектов угроз, которые первыми использовали подобные методы. Вариант является логическим следствием ранее избранной банком стратегии ограниченного роста и вытекающей из нее наступательной конкурентной стратегии.

Вариант является стратегическим компромиссом между рассмотренными вариантами стратегии, смягчающим действие их недостатков и не позволяющим в полной мере использовать их преимущества .

Рекомендации по применению: вариант целесообразен для боль шинства современных банков.

Выбор данного варианта общей стратегии по рассматриваемому направлению деятельности банка определяет возможность частичного использования услуг специализированных частных структур для выполнения локальных задач . Он рекомендуется банкам, относительно редко сталкивающимся со сложными задачами обеспечения собственной безопасности, например, с утечкой конфиденциальной информации, хищением денежных средств с использованием компьютерных технологий, шантажом и угрозами в адрес сотрудников. В соответствии с изложенными выше требованиями к организации системы, для таких банков целесообразно ориентироваться на принцип разумной достаточности и не включать в постоянный штат службы безопасности сотрудников, чей опыт и квалификация будет востребована от случая к случаю.

Факторы, определяющие выбор конкретным банком одного из рассмотренных выше вариантов стратегии:

>     миссия банка (например, ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики);

>     степень агрессивности конкурентной стратегии банка (соответственно, прогнозируемая ответная реакция конкурентов);

>     степень криминогенности региона размещения банка;

>     финансовые возможности банка по обеспечению безопасности;

>     квалификация персонала службы безопасности;

>     наличие формальной или неформальной поддержки со стороны местных органов государственной власти.

Оценка эффективности реализации избранного варианта стратегии. Данная управленческая процедура является необходимым элементом системы. Она позволяет решать несколько прикладных задач, в частности: осуществлять статистический анализ вероятности негативной реализации тех или иных угроз, а также объективно оценивать результативность деятельности службы безопасности. В отличие от боль шинства других направлений менеджмента здесь не всегда можно точно подсчитать обеспеченный экономический эффект. В частности, затруднительно определить возможные потери от своевременно пресеченных угроз. По некоторым видам угроз, например в сторону сотрудников бан ка, прямой эффект невозможно рассчитать в принципе. Поэтому приходится опираться на результаты не только прямой, но и косвенной оценки. Ниже приводится перечень критериев, которые целесообразно для

>  общее количество выявленных угроз, с дифференциацией на уг розы , пресеченные в полном объеме, пресеченные лишь частично, нега тивно реализованные в полном объеме (в динамике за последние 3 - 5 лет);

>    прямой финансовый ущерб, нанесенный банку в результате час тично и полностью реализованных угроз;

>    потенциальный ущерб, который могли бы нанести банку полно стью или частично пресеченные угрозы;

>    результаты реализации плановых профилактических мероприятий;

>    отсутствие обоснованных претензий к службе безопасности со стороны правоохранительных органов, подразделений и сотрудников.

Читать далее: Стратегия управления рисками банка