Разделы



Технологические факторы:

>     совершенствование технологий в различных отраслях экономи ки;

>     совершенствование технологий в банковском деле;

>     наличие современных коммуникаций.

Примечание: действие указанных выше факторов проявляется в следующем:

♦     в зависимости от темпов обновления технологий в различных отраслях, следовательно, от потенциальных потребностей в кредитных ресурсах, изменяется степень привлекательности их для банка;

♦     наличие финансовых возможностей и специалистов для внедрения новых банковских технологий определяет его конкурентные позиции;

♦     отсутствие современных коммуникаций связи негативно влияет на рыноч ные возможности периферийных российских банков 4. Демографические факторы:

>    уровень рождаемости;

>    численность населения;

>    возрастная структура;

>    социально-экономическая структура;

>    структура географического заселения;

>    средний уровень квалификации трудоспособного населения.

Примечание: действие указанных выше факторов проявляется, прежде всего, в процессе формирования планов регионального развития банка, определяя более и менее привлекательные города для размещения его отделений и филиалов.

5. Культурные факторы:

>    тенденции в образе жизни (например, тенденция к повышению удельного веса граждан, проводящих отпуск на курортах страны и за ру бежом);

>    тенденции в образовательном уровне (например, тенденция к повышению удельного веса граждан, готовых оплачивать собственное образование и образование своих детей);

Дистанционные Курсы Forex - это великолепная перспектива для Тебя подготовиться к успешной работе на рынке Форекс!

>    тенденции в выборе профессиональной карьеры (отражающие текущий уровень престижности тех или иных отраслей и сфер деятельности);

>    тенденции в выборе и получении образования (платное или бес платное, техническое или гуманитарное и т.п.);

>    общественное мнение в отношении целесообразности обращения к услугам банка (например, при решении жилищной проблемы);

>    тенденции в обращении к банковским услугам.

Пример: постепенное перемещение представителей среднего класса из го-родов в пригороды определяет изменение стратегических ориентиров при размеще-нии новых отделений сберегательных банков.

п»ї

6. Природно-географические факторы:

>     климат;

>     выход к морю и судоходным рекам;

>     другие аналогичные факторы.

Примечание: действие указанных выше факторов аналогично действию фак-торов демографического характера определяет планы регионального развития банка.

СТАДИЯ 2: микроэкономический анализ среды (оценка внут ренних факторов, на которые банк может повлиять либо прямо, либо хо тя бы косвенно):

> отношения с конкурентами (степень агрессивности конкурентной политики самого банка и его основных конкурентов);

>     отношения с клиентами (удельный вес постоянной клиентуры и степень доверительности отношений с ними);

>     внутрикорпоративные отношения (прежде всего, степень благо получия психологического климата и общее состояние управленческой культуры по кадровому направлению деятельности);

>     отношения с контактными аудиториями (например, отсутствие постоянных конфликтов с территориальной налоговой инспекцией);

>     отношения с посредниками (наличие отношений стратегическо го партнерства с большинством значимых для банка посредников);

>     отношения с поставщиками (аналогично предыдущему пункту).

V -ый этап: ОЦЕНКА ОПАСНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Основная задача: выявление воздействующих на стратегию банка факторов, открывающих для него новые рыночные возможности или таящих внешнюю опасность.

Технология оценки: из общего перечня факторов микро- и макро среды выделяются лишь те, которые обеспечивают банку дополнитель ные конкурентные преимущества, либо, напротив, ослабляют его конку рентные позиции на соответствующих рынках.

VI -ой этап: СТРАТЕГИЯ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ БАНКА.

Данный этап является одним из ключевых элементов технологии стратегического планирования. Целью его выступает выбор стратегической модели, на основании которой банк будет в дальнейшем строить свои отношения с конкурентами, клиентами, другими деловыми партнерами. Основной проблемой является необходимость не только объективной оценки текущих внешних и внутренних условий, но и достоверного прогноза возможных их изменений. Правильный выбор адекватного им варианта стратегии рыночного поведения обеспечивает кредитной организации долгосрочный коммерческий и финансовый успех. Ошибка, в свою очередь, грозит масштабными потерями. Требование к выбору оптимального варианта усиливается тем фактом, что каждый из них предполагает необходимость последующей реализации определенного комплекса стратегических мероприятий по основным направлени ям деятельности кредитной организации - коммерческому направлению, управлению безопасностью, риск-менеджменту . Это можно проиллюст рировать следующей схемой:

п»ї

Возможные варианты стратегии:

Стратегия роста , предполагающая ускоренное развитие банка на соответствующем сегменте рынка на основе агрессивной конкурентной политики.

Преимущества:

>     возможность быстрого улучшения рыночных позиций и финан совых результатов банка;

>     вынужденная ориентация на постоянное повышение культуры управления по всем его направлениям.

Недостатки:

>  вынужденная необходимость реализации наиболее опасных и затратных для банка стратегий риск-менеджмента и обеспечения собст венной безопасности;

>  потребность в высоких финансовых затратах предварительного характера (без каких-либо гарантий их последующей окупаемости).

Рекомендации: для большинства кредитных организаций, выхо дящих на рынок без посторонней помощи, а также в случае появления у банка особо благоприятных рыночных возможностей.

Примечание: в соответствии с общей методологией стратегического менеджмента, указанный вариант не должен осуществляться банком на постоянной или длительной основе.

Стратегия сокращения , предполагающая уменьшение обслуживаемого банком сегмента рынка в процессе реализации им пассивной конкурентной политики.

Преимущества:

>     наименее рискованный и затратный вариант стратегии;

>     возможность быстро покинуть рынок в случае прогнозируемого маркетологами долгосрочного ухудшения его конъюнктуры, т.е. до момента повышения выходных барьеров.

Недостатки:

>     доказательство неэффективности прежней стратегии банка в случае, когда сокращение обслуживаемого рынка осуществляется не на добровольной основе (см. выше), а под давлением конкурентов;

>     при опоздании с уходом с теряющего привлекательность рынка - необходимость преодоления выросших выходных барьеров.

Рекомендации: для банков:

>     вынужденных сокращать обслуживаемый сегмент рынка под давлением конкурентов (что является косвенным доказательством оши бочности ранее реализуемой ими стратегии рыночного поведения);

>     способных безубыточно разместить активы, выводимые с потерявшего прежнюю привлекательность рынка;

>     сформировавших за длительный период работы на рынке ста бильную клиентскую базу и не заинтересованных в ее расширении в си лу реализуемой ими миссии.

Примечание: в последнем случае обслуживаемый банком сегмент будет по следовательно сокращаться в силу естественного развития рынка (при сохранении банком прежних финансовых результатов).

Стратегия ограниченного роста , предполагающая поступатель-ное , т.е. относительно медленное и тщательно просчитанное развитие банка на соответствующем рынке на основе наступательной конкурентной политики. Представляет собою стратегический компромисс, позволяющий смягчить недостатки рассмотренных стратегий и, в свою очередь, не обеспечивающий возможности в полной мере использовать их преимущества.

Рекомендации: для большинства современных банков.

Сочетание всех трех вышеуказанных вариантов , предполагаю-щее возможность для крупного универсального банка на каждом из об-служиваемых сегментов рынка проводить одну из указанных выше стра-тегий .

Примечание: возможность реализации данного варианта является важней-шим конкурентным преимуществом крупных универсальных банков. Он позволяет использовать основную часть активов на наиболее привлекательных в настоящий момент сегментах рынка (небольшие специализированные банки жестко привяза-ны к своим сегментам и вынуждены вместе с ними переживать все взлеты и па-дения их конъюнктуры).

Читать далее: Факторы, влияющие на выбор стратегии