Разделы



Организационные структуры управления банком

2.1. Общее понятие организационной структуры управления (ОСУ)

банка и ее базовые элементы

ОСУ банка – нормативно закрепленное во внутренних регламен-тах отражение его внутренней структуры с выделением базовых подраз-делений и отношений соподчиненности между ними.

Примечание: обычно ОСУ представляют в графической форме, где в прямо-угольники вписаны наименования конкретных подразделений (инстанций), а соеди-няющие их стрелки указывают на характер отношений соподчиненности (непрерыв-ные стрелки – административная, пунктирная стрелка – техническая).

Роль и место ОСУ в системе стратегического управления:

> ОСУ - это организационно-структурная основа системы управления;

Примечание: лучше всего этот вопрос иллюстрирует аналогия между функ-циями ОСУ в системе управления банком и функциями скелета в человеческом ор-ганизме . Точно также как к скелету крепятся мышечные ткани, внутренние органы, кожно-волосяные покровы и т.п., ОСУ является той первоосновой, которая объеди-няет и во многом определяет все прочие элементы управления. Показательно, что, как и в случае со скелетом человека, любые дефекты ОСУ имеют радикальный ха-рактер и требуют очень болезненного хирургического вмешательства.

> ОСУ регламентирует отношения и характер соподчиненности между структурными подразделениями и инстанциями банка;

Примечание: таким образом, ОСУ разграничивает полномочия конкретных руководителей и инстанций, отсутствие чего является одной из наиболее потенциально конфликтных проблем в системе управления.

> ОСУ обеспечивает выделение функциональных направлений деятельности, указывая, на каких рынках работает конкретный банк.

Уровни ОСУ в банке:

>     ОСУ банка в целом, в графической схеме которой выделяются только структурные подразделения (департаменты, управления, отделы);

Форекс отзывы - это отличный способ узнать о бирже Forex правдивую информацию!

>     ОСУ структурных подразделений банка, в схемах которых выделяются все внутренние элементы, вплоть до отдельных рабочих мест.

Примечание: число уровней ОСУ в конкретном банке пропорционально масштабам его деятельности. В большинстве средних по размерам кредитных организаций достаточно двух уровней - банка в целом и каждого из его подразделений (отделов). В транснациональных банковских корпорациях (например, германский Дойче Банк или французский Лионский Кредит) этих уровней может быть до пяти (ОСУ штаб-квартиры корпорации, ОСУ штаб-квартир континентальных дирек ций, ОСУ штаб-квартир страновых дирекций, ОСУ городских отделений банка, ОСУ структурных подразделений этих отделений).

Базовые элементы ОСУ банка:

Типы структурных подразделений 2 :

п»ї

Директорат банка - инстанция, включающая в себя:

>    высшие органы коллегиального управления (Совет директоров, представляющий основных собственников; Правление, включающее ве дущих исполнительных руководителей; Кредитный комитет, Комитет по внешним и внутренним инвестициям и др.);

>    рабочие места топ-менеджеров банка (президента и его замести телей, возглавляющих самостоятельные направления его уставной деятельности).

Бизнес-подразделения – департаменты, управления и отделы бан-ка , непосредственно осуществляющие производство и сбыт финансовых услуг (кредитный отдел, отдел расчетно-кассового обслуживания и т.п.).

Штабные инстанции – подразделения банка, непосредственно подчиненные одному из руководителей направлений или лично прези-денту и выполняющие установленные функции по управлению (служба безопасности, служба персонала, служба маркетинга и т.п.).

Вспомогательные службы – подразделения банка, выполняющие ограниченные функции по технической поддержке и обслуживанию прочих подразделений и инстанций (административно-хозяйственный отдел, ремонтная служба, издательский центр и т.п.).

Формы подчиненности:

>     административная, объединяющая в себе все основные аспекты управленческой деятельности за исключением функций, делегированных техническому руководителю;

>     функциональная (или техническая), определяющая право опера тивного руководства определенным направлением деятельности подчи ненного подразделения либо отдельного исполнителя.

Пример: кассир-операционист технически может быть подчинен старшему кассиру и оба они административно подчинены начальнику соответствующего отде-ла .

Формирование ОСУ как процедура разработки проекта организации вновь создаваемого или радикально реорганизуемого банка.

Оптимизация ОСУ как процедура внесения изменений в организацию уже функционирующего банка из-за изменений внешних или внутренних условий деятельности.

Возможные разработчики (проектировщики) ОСУ: > уровень банка в целом - собственная служба развития или привлеченная на договорной основе специализированная консалтинговая фирма, действующие под непосредственным контролем со стороны директората (для вновь создаваемых структур - со стороны его учредителей);

>  уровень структурных подразделений - служба развития банка совместно с руководителем конкретного подразделения.

Возможные подходы к процессу оптимизации ОСУ:

Блочный подход предполагает поэтапную оптимизацию отдель ных блоков ОСУ, каждый из которых объединяет либо одно из направлений деятельности банка (коммерческое, финансовое и т.п.), либо одну из категорий структурных подразделений (бизнес-отделы , штабные службы и т.п.). Последовательность оптимизации определяется степенью фактической эффективности управления (начинают с наименее функционального блока). Подход обеспечивает возможность получения промежуточного эффекта уже после завершения первого этапа оптими зации. Недостатком подхода является ослабление эффекта оптимизации первых блоков из-за негативного влияния остальных. Кроме того, к моменту завершения оптимизации последнего блока первый из них, как правило, уже требует новой оптимизации.

п»ї

Уровневый подход предполагает оптимизацию ОСУ одновременно всех блоков системы по отдельным уровням управления: дирек торат, самостоятельные структурные единицы, их внутренние подразделения, конкретные рабочие места. Подход не обеспечивает промежуточ ного эффекта, но более результативен с позиции конечных результатов оптимизации, после завершения которой вся система управления начи нает функционировать с принципиально новым уровнем эффективности.

Общие методические требования к процессам формирования и оптимизации ОСУ:

>    отражение в ОСУ предварительно определенной стратегии развития банка и вытекающих из нее требований к системе управления;

>    учет специфики конкретного банка и его базовых подразделений при выборе новой модели ОСУ;

>    обеспечение необходимой степени гибкости новой модели ОСУ, позволяющей осуществлять ее дальнейшую оптимизацию без серьезных нарушений в деятельности банка и его системы управления;

>    исключение возможности прямого дублирования управленче ских функций в рамках административной подчиненности и дублирования в рамках одного направления деятельности функциональной подчи ненности;

>    немедленное внесение необходимых изменений во все внутрен ние регламенты банка сразу после утверждения оптимизированной ОСУ;

>    необходимость согласования проекта ОСУ с ведущими руководителями и специалистами банка до момента его утверждения.

2.2. Принципиальные подходы к организации управления

Читать далее: Однолинейная организация.